Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Я- учитель

Эссе

 

Каков современный учитель? Современный учитель - это профессионал, владеющий комплексом качеств, которые способствуют успешной передаче знаний. Когда надо, он юрист, художник, потребуется - писатель, певец. Размышляя о своем жизненном пути, я прекрасно понимаю, что по-другому сложиться просто не могло.

Каждый из нас, и те, кто только начинает работать в школе, и те, кто отдал ей не один десяток лет, задает себе вопрос: в чем суть профессии учителя, чем притягивает эта внешне вроде бы однообразная работа? Вопрос этот из ряда «вечных», и каждый отвечает на него по- своему. Сейчас, когда за плечами опыт работы, я бы ответила на него так: ни с чем не сравнимая радость стоять у колыбели мысли и личности ученика, возможности видеть невидимое для многих — процесс взросления, становления человека. И я, учитель, не просто причастна к этой тайне, от меня зависят и направление, и характер этого сложного и ответственного процесса.

Я с детских лет любила читать, книги были моими спутниками. Чем старше я становилась, тем серьёзнее и мудрее были книги. В выборе профессии я определилась в 8 классе, когда в школьной программе по литературе стали появляться Толстой, Чехов, Гоголь, а позже Распутин и Астафьев. Всегда любила писать сочинения, нравилось создавать тексты. В старших классах осознала, что у меня получается помогать одноклассникам в разъяснении законов и правил правописания.

Сердцем выбрала я себе учительскую профессию много лет назад и ни разу не пожалела об этом. Труд мне радостен, и поэтому считаю себя самым счастливым человеком на свете. Каждое утро, идя  на работу, я прохожу «дорогу приветствий», когда все дети и взрослые, встреченные мною, здороваются и улыбаются в ответ. Это ли не счастье?

Я – учитель русского языка и литературы. Понимаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я должна отдать ей себя всю – иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.

Профессия учителя-словесника привлекает меня также своей гуманностью и благородством. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с  урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше.

Говорят, что не мы выбираем дороги, а они нас. Мысль красивая, но не всегда верная. Во всяком случае, дорогу учителя люди выбирают сами. В отличие от других она не обещает ничего, кроме того, что ты станешь учителем.

Я сделала свой выбор. Моя жизнь полна напряжения, радости, тревог, бессонных ночей и счастья. Счастья постоянного движения вперед, творчества и открытий. Как гласит восточная мудрость, «дорогу осилит идущий». И я иду… иногда останавливаясь и оглядываясь назад, чтобы оценить то, что осталось позади, чтобы извлечь урок из ошибок, без которых ни один путь не обходится.

           Основополагающие начала в моей работе – это свобода и объективность. Я всегда помню, что ученик – это личность. Нужно уметь слушать и слышать своих учеников. Тогда и ты станешь для них личностью. Заслужить уважение своих учеников – один из ведущих принципов моей работы. Только в этом случае на уроке ты получишь соратника и единомышленника, готового  вместе с тобой отправиться в сложный путь познания истины. Я стремлюсь к тому, чтобы мои ученики видели прекрасный смысл жизни через книги великих классиков литературы. Без стройной системы обучения это невозможно. Ученик не только должен получать знания, но и применять их на практике.

 Свою задачу я вижу в том, чтобы возбудить в учениках познавательный интерес, разжечь в них жажду знаний. Но как я могу сделать это наиболее успешно, если сама не буду стремиться познать свои педагогические способности. Считаю, что личностно-ориентированный подход - одно из обязательных условий успеха формирования профессиональной мотивации школьника в процессе обучения. Моя задача – воспитать активную, творческую личность, способную вести самостоятельный поиск, делать собственные открытия, решать возникающие проблемы, принимать решения и нести за них ответственность. Я не должна отступить от своего любимого дела, не должна сойти с трудной дороги, по которой иду вместе со своими учениками. И тогда обязательно придет успех. И к ним. И ко мне.

 Человек может жить своей профессией только тогда, когда он стремиться познать это через самого себя. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать»; сказал в свое время         Д. Дидро,  а учитель перестает быть учителем, если не постигает ничего нового, не учится всегда и везде, не совершенствует свои знания,  не идет в ногу со стремительно набирающей темп жизнью.

За время работы в школе я активно искала оптимальные пути, методы, способы повышения образовательного уровня своих учащихся. Я не скажу, что достигла этой цели в полной мере. Решить эту проблему практически невозможно. Меняется время, приходят другие дети, появляются новые требования к знаниям и умениям учащихся, появляются новые требования к самому учителю. На мой взгляд, учитель, который окончательно ответил для себя на вопрос « Как учить?», как ищущий педагог-творец просто умирает. Успешность обучения и воспитания в решающей степени зависит от педагогического мастерства учителя, его умения учить и воспитывать своих питомцев и от искусства учителя осуществлять индивидуальный подход: развивать сильного, помогать слабому, к каждому ученику найти такой подход, чтобы было желание учиться интересно.

Сегодня в школе обучается новое поколение, профессиональная деятельность которого будет строиться на использовании информационных технологий и ресурсов  компьютерных систем. Мир становится все более информационным. Формируется новая парадигма образования: ученик – информационная среда – тьютор – учитель. Учитель должен поспевать за динамично развивающимся миром.  

Мы счастливы уже тем, что живём. Свыше даны нам силы душевные и физические для всего, что ждёт в пути. Я полагаю, что учитель только тогда учитель, когда он чувствует, что накопленный им опыт, его знания позволяют вести за собой учеников, отвечая за каждое прикосновение словом, мыслью, жестом к разуму, душе ребенка. Ребенку нужен соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту, любовь людям, окружающим его, поэтому я строю свою работу так, чтобы ученик выступал в соавторстве со мной: спорил, делился мнениями, отстаивал свою точку зрения. «Смотри на мир глазами ребенка, учись мечтать и учи этому современных детей», – вот так кратко можно охарактеризовать мою педагогическую философию. Отдавать себя детям, стараться понимать их, находить радость в общении с ними, верить в то, что каждый из них – личность индивидуальная, неповторимая – вот основные составляющие, на мой взгляд, современного учителя..

         Мы в школе – для детей, а не дети для нас, поэтому мы должны  помочь им поверить в себя. И тогда школа будет миром открытий и откровений, жизненной радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества.

 

 

Поделиться в социальных сетях