Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Живое слово"

Опубликовано 15.08.2014

Программа разработана на основе рабочей программы   по риторике Т.А.Ладыженской, рекомендованную Министерством образования и науки РФ (Письмо № 363/11-17 от 24.05.2000)

Ступень обучения (класс): основное общее образование, 5 класс

Количество часов: 68

 

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

 

по внеурочной деятельности

 

«ЖИВОЕ СЛОВО»

 

Ступень обучения (класс): основное общее образование, 5 класс

Количество часов: 68

Составитель: Шарабарина Татьяна Ивановна,

                       учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

Программа разработана на основе рабочей программы   по риторике Т.А.Ладыженской, рекомендованную Министерством образования и науки РФ (Письмо № 363/11-17 от 24.05.2000)

 

 

 

 

 

 

2014

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Коммуникативная «составляющая» федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по русскому языку, безусловно, требует своей адекватной методической проработки. Поскольку среди примерных программ, возникших на основе данного стандарта,  нет программы, формирующей культуру речевого общения, я предприняла попытку создать вариант, удовлетворяющий требованиям все того же стандарта и позволяющий выполнить  один из важных социальных заказов: сформировать такую личность, которая могла бы,владея определенным запасом информациии используя навыки эффективной речи,сориентироваться в самых различных сферах деятельности.

Данный курс в основе своей содержит теоретико-понятийный комплекс, составляющий базу государственного стандарта по русскому языку. Особенности содержания моей программы оказываютсяобусловленными следующим предписанием: овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах  в V-VII, VIII-IX класса. Мои занятия призваны осуществить  подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку в плане отработки навыков восприятия (слухового и зрительного) и анализа текста. Но при создании своего программного материала я опиралась и на программу  по риторике Т.А.Ладыженской, рекомендованную Министерством образования и науки РФ (Письмо № 363/11-17 от 24.05.2000). Ученый выделяет "два смысловых блока: первый – «Общение», – соотносящийся в определенной мере с тем, что в классической риторике называлось общей [выд. автором – Т.А.Л] риторикой;  второй – «Речевые жанры», – соотносящийся с так называемой частной [выд. автором – Т.А.Л]  риторикой, которая в учебниках XVIII–XIX вв. нередко обозначалась как «Роды, виды, жанры»"[1]. Блок «Общение» дает представление о сути того взаимодействия между людьми, которое называется общением, о его видах, коммуникативных качествах речи,  речевой (коммуникативной) ситуации и ее компонентах. Я использую понятийный аппарат этого блока программы  Ладыженской. Конечная цель учебной работы по развитию речи – формирование умения воспринимать чужие и выражать свои мысли в устной и письменной форме, правильно и уместно используя языковые средства в соответствии с целью и условиями общения, и она решается на всех уроках русского языка и литературы. Но практика показывает, что и этих часов не всегда бывает достаточно – особое место в решении обозначенной цели должно принадлежать урокам риторики.

АКТУАЛЬНОСТЬ обращения к данной теме несомненна. Сегодня практически перед всей системой образования встала задача формирования навыков и умений устного   творчества. В современных коммуникационных процессах появились совершенно новые реалии, к возникновению которых оказалась не готова реанимированная в середине 90-х годов XX века риторика,приспо­собленная к решению сугубо специфи­ческих общественных задач в определен­ных исторических условиях. К сожалению, современная риторика — по своему содержанию и используемым приемам речетворчества — продолжает оставаться примерно на том же уровне, что и столетия назад. Она не учитывает, во-первых, новых задач и исторических реалий, во-вторых, результатов исследований в смежных областях знаний, например данных лингводидактики о темпоральных характеристиках речи и оптимальной длитель­ности звучания текстов в различных ситуациях и с разных источников инфор­мации, данных лингвистики о специфике лексико-грамматического оформления мысли  в тех или иных ситуациях. В существующих пособиях по риторике нет и важнейших для оратора сведений о специфике языкового оформления мыс­лей, об особенностях лексико-грамматического материала, функционирующего в тех или иных сферах и ситуациях общения. Обучаемый риторике, вне всякого сомнения, должен быть осведомлен, например, о том, что в русской литера­турной разговорной речи, функционирую­щей во многих ситуациях делового общения, тесно связаны словесные и несловесные средства выражения мысли, каковы социологические и психолингвистические, психологические аспекты речевого общения. Кроме того, сегодня человечество находится в технологической фазе научно-технической революции и основная черта этого этапа - информатизация всех сторон жизни; умения искать, передавать, перерабатывать и сохранять  информацию являются едва ли не основными в учебной (и не только) деятельности. Потому, на мой взгляд, риторика не как теорияречи, но как практика, обеспечивающая овладение эффективными приемами восприятия, анализа, осмысления и переработки текстов (в широком и узком смысле слова) становится востребованной и необходимой в условиях современного образовательного процесса.

В 5 классе закладываются основы информационного труда. И моя ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ – создать методическую систему, позволяющую, с одной стороны, организовывать усвоение приемов, дающих возможность сделать высокоэффективной любую информационно-аналитическую работу в условиях учебного (и научного) процесса, с другой – через саму эту деятельность развиватьинтеллектуальные способности детей, стимулировать их познавательную активность, способствовать формированию таких компетентностей, каккоммуникативная, культуроведческая и читательская.

Цель данного курса  обеспечивается решением следующих ЗАДАЧ:

  • Содействовать процессу овладения учащимися  искусством общения в разных ситуациях и условиях речепорождения.
  • Дать представление об основных риторических понятиях, обеспечить овладение учащимисяспособами и приемами интеллектуально-познавательной деятельности при восприятии и осмыслении информации, развитие навыков работы с разными источниками информации, переработки исходного текста и создания своего – устного и письменного - в зависимости от  задач речи.
  • Помочь учащимся  повысить культуру речи, свободно осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии со сферой, ситуацией и условиями речевого общения, совершенствовать знания об особенностях правильной русской
    речи.
  • Показать на примерах высокого художественного мас­терства русских писателей и публицистов разнообразные стилистические приемы усиления выразительности, эмоциональности речи.
  • Активизировать личностные функции учащихся (формирование умения искать во всем смысл, творить, выражать свое мнение, строить образ своего «Я» и т.п), поддерживать индивидуальность ребенка с учетом его личного опыта и интересов.
  • Формировать умения не получать готовые знания, а продуцировать их, участвовать в процедуре учебной деятельности, проектировать собственное знание,рождаемое впроцессе обучения, организовывать собственную учебно-поисковую деятельность (в том числе и в работе над мультимедийными проектами).
  • Развивать через работу в парах, группах чувство «командности» и умение осуществлять совместный поиск решения проблемы, видеть и осознавать многозначность позиций и мнений, стимулировать чувство толерантности, навыки самоорганизации, самообразования и рефлексии.
  • Воспитывать любовь к родному слову, внимательное отношение к собеседнику.

Как совершенно справедливо отмечает А.К.Михальская, «в русской культуре со времен первых письменных памятников и во всяком случае до революции 1917 г. ценится и считается прекрасной прежде всего такая речь, в которой сочетаются в гармоническом единстве: 1)мысль, смысловая насыщенность, устремленность к истине; 2)этическая задача, нравственная устремленность к добру и правде; 3) красота, понятая не как украшенность, красивость, а как целесообразность, функциональность, строгая гармония [разрядка автора – М.А.К ]»[2]. Я пытаюсь выстроить занятия по риторике так, чтобы от класса к классу учащийся постигал это гармоническое единство. Так, в пятом классе, на мой взгляд, имеет смысл акцентировать внимание на психологической составляющей речевого общения, на решении «этической задачи». Это обусловлено и рядом  причин. Условно разделим их на общериторические и психолого-педагогические. «Речь – это человек в целом. Каждое высказывание и фактически и в сознании воспринимающего ее представляет собой мгновенное раскрытие всего опыта характера, намерений и чувств человека»[3]. Безусловна связь психики и речи. Побуждения, вызывающие и направляющие речь, столь же глубоки, как и мысль, ее организовывающая. Таким образом, чтобы учащийся имел незыблемую уверенность в своих силах, надо создать условия, которые помогли бы ему понять, как управлять своими чувствами. Ребенок должен представлять, что такое общение «изнутри» и в какие речевые ситуации  он может попасть в действительной жизни. В 5 классе я помогаю учащимся побороть робость и застенчивость как причины их нежелания общаться. Чтобы речь стала «выражением личности в том смысле, что она раскрывает ее во всей полноте»[4], в этом классе моей целью становится развитие в учениках ощущения  речи как «взаимного» чувства. Пока говорящий «не почувствует присутствие живых людей с их нуждами, запросами и тревогами, он не познает мощь настоящего, живого слова»[5]. Уметь ярко проявлять свои чувства  (в том числе и через цвет, звук, жест) тоже искусство, и воспитание этой способности в пятиклассниках – одна из задач этой ступени.

Кроме того, выбор в 5 классе в качестве темы изучения психологической составляющей процесса общения обусловлен и следующими причинами:

1. Младшие школьники, еще в силу своих возрастных особенностей, становясь пятиклассниками, не способны в полной мере усвоить новое содержание и привыкнуть к новым формам организации учебной работы. В начальной   школе  преобладает  устная  работа,  развертывающаяся  как диалог,  в основе которого  лежит  работа  с  учебником. Акцент на устных формах деятельности на уроке учащихся в 5 классе тем самым позволяет обеспечить преемственность в обучении. Нерезкое изменение характера учебного общения не приводит, таким образом, многих детей  к  трудностям  понимания  учебного  содержания,   не нарушает взаимодействия в системе "учитель - ученик".
2. Особой формой самосознания учащегося 5 классов является "чувство взрослости", которое проявляется в  потребности  равноправия, уважения и самостоятельности,  в требовании серьезного, доверительного отношения  со  стороны  взрослых. Уроки риторики (КРО) могли бы стать «средством» реализации этого чувства. 
3. Чтобы процесс учения  не потерял для склонного к фантазированию и экспериментаторству пятиклассника свою актуальность и привлекательность, надо предоставить ученику в виде культурной формы такого экспериментирования уроки КРО, где есть место для оценки детского творчества, инициативы, самостоятельности.
4. Такое качество, как децентрация (способность понимать других людей и  сосуществовать  с  ними  на  принципах  равноправия  и терпимости) у младших школьников только начинает формироваться,  теперь,  в подростковом возрасте,  при умелом построении  учебного  диалога,  она  может окрепнуть и стать личностным образованием.  Уроки риторики позволяют создавать такие учебные ситуации, которые учат подростков принимать разные точки зрения.

Приоритетной целью обучения в 5 классе является развитие учебной самостоятельности   как   ответственного,   инициативного   поведения, независимого  от  постороннего воздействия. В обстановке устного общения на уроках КРО и формируется такое качество, как самостоятельность. Эти уроки больше, чем какие бы то ни было, дают возможность учителю создавать ситуации,  позволяющие проявлять учащимся инициативу, иметь  право  на  ошибку,  на  свое  мнение,  участвовать в совместной деятельности,  работать в  условиях  альтернативы,  выбора,   - создавать демократическую, не авторитарную атмосферу обучения. Иначе говоря, в 5 классах это именно уроки общения, цель которых и добиться разрешения поставленных целей обучения, и реализовать через общение «устремленность к добру и правде».  Работая в настоящее время над программой для 6 и 7 классов, рекомендую с этого времени знакомить учащихся с собственно лингвистическими (языковыми) основами и аспектами речевого общения (в терминологии А.К.Михальской  учить красоте как «строгой гармонии» речи), и социолингвистическими особенностями  РО (здесь «устремленность к истине» несомненна!).

 

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

 

ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРЫ курса имеют и методическое обоснование. Для сравнения я обратилась к одной из авторских программ (М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского). Она предполагает изучение тем, «направленных» на совершенствование логического мышления и речи учащихся. В каждом классе свой вид работы.

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

Текст. Тема текста. Основная мысль текста. Письмо как разновидность текста.

Типы текстов. Повествование. Описание. Рассуждение.

Стили. Рассказ как жанр разговорной речи.

Речь устная и письменная; диалогическая и монологическаяЭтикетные диалоги.

Описание. Рассуждение.

Стили: официально-деловой стиль.

Различные сферы употребления устной публичной речи. Публичное выступление о произведении народного промысла. Публичное выступление-призыв.

Описание. Рассуждение. Стили: публицистический стиль.

Виды публичных общественно-политических выступлений.

Публичное выступление на морально-этическую тему.

Устное рассуждение на дискуссионную тему.

Характеристика человека как вид текста.

Описание. Рассуждение.

Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории). Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края. Публичное выступление на общественно значимую тему.

Рассуждение дискуссионного характера.

 

Анализ текста. Систематизация сведений о признаках текста.

Систематизация сведений о типах текстов.

Систематизация знаний о стилях речи. Жанры научного стиля: рецензия, реферат, конспект, доклад, тезисы. Жанры официально-делового стиля: автобиография, заявление.

Сочинение публицистического характера на общественные, морально-этические и историко-литературные темы.

Академическое красноречие.

Как видим, программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского предполагает в 5 классе изучение такой темы, как «Разновидности речевого общения» («Речь устная и письменная; диалогическая и монологическая»), в 6-9 -м  – развитие навыков публичных выступлений. Это в целом соответствует моему направлению методической мысли. И, формируя тематический план своей программы, я исходила из набора тем, предписываемых единым государственным стандартом по русскому языку и вышеназванной авторской программой. Однако я позволила себе несколько расширить трактовку тех или иных понятий, вводимых  ЕГС (например, понятия «устная речь»), и  тем самым углубить знания учащихся  по тем или иным разделам риторики.

Данный курс рассчитан на 68 часов.

Сама занятий строится  по принципу блоков.

Блок 1. Речевое общение

Поскольку данный материал является в какой-то степени известным и в то же время предлагается мною как объект для изучения в 5 классе, в качестве способов его подачи и приемов его отработки, закрепления и уяснения использую методические приемы инновационных технологий. Не секрет, что недостаточный процент обученности, невысокий уровень качества знаний, несформированность ключевых компетентностей у учащихся связаны с их низкой активностью, неумением самостоятельно приобретать знания в процессе собственной деятельности, исследовательского поиска. Именно посредством применения инновационной образовательной технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо», игровых технологий и др. я пытаюсь добиться и повышения качества знаний учащихся, и создания условий для овладения учащимися ключевыми компетентностями. Изучая тему «Речевое общение», использую учебную модель РКМЧП («Вызов – Осмысление – Размышление»), чтобы учащиеся определяли для себя цели познания, осуществляли активный поток информации и размышляли над тем, что они узнали. Продуцирование их деятельности на уроке осуществляется преимущественно посредством использования следующих приемов:, составление кластеров, синквейнов, глоссариев, «мозговые атаки», работа с цепочкой ключевых слов и «древом предсказаний», поиск ассоциаций, эссе, маркированное чтение текста.

Блок 2. Речевая деятельность

Реализуя в программе такую дидактическую единицу Стандарта, как «диалоги различных видов», считаю необходимым включить в программу 5 класса начальные сведения о споре, его видах, правилах ведения и т.д.  Овладение знаниями и умениями в этом разделе идет с активным использованием на уроке приемов технологии «Дебаты», «Обучение в сотрудничестве» и игровых технологий. На смену фронтальным видам работ все больше приходят индивидуальные, парные и групповые. Работа учащихся в группе от двух до пяти человек над одним заданием, работа над одним проектом учащихся, объединенных одной идеей, оказываются намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов.

Освоение эффективных стратегий и приемов, вооружающих учеников умениями работать с любым объемом информации, предполагает отработку конкретных продуктивных способов (образцов) мыслительной деятельности при восприятии, осмыслении, оценке и интерпретации информации. Используются разные типызанятий: исследовательская лабораторная работа, учебный практикум; игровой практикум, общественный смотр знаний.

Каждое занятие проходит в диалоговом, интерактивном режиме, стержнем организации учебного процесса становится тот или иной вид речевой деятельности. Среди общих приемов работы во время занятия нужно назвать следующие: наблюдение над языковым материалом; разные виды аналитико-синтетической работы с текстом; анализ и сопоставление графических обозначений языковых явлений, иллюстраций, фотоизображений, аудио – и видеоматериала, работа с таблицами, схемами, их комментированное «чтение», «восстановление» и др.; перевод знаков языка в другие знаковые системы (иллюстрирование, инсценирование); продуцирование устного высказывания и текста на заданные темы, с заданной степенью сжатости-развернутости. Реализую в структуре уроков и следующие «методпроекты»: 1."Система интеллектуальных игр как условие формирования детско-взрослого сообщества и как инструмент формирования ценностей детско-подростковой субкультуры". 2. ИКТ.  Учитель выступает как консультант и координатор учебно-познавательной деятельности учащихся и создатель благоприятных условий для работы: поощряется каждая инициатива (предположения и догадки, желание быть организатором и творцом: предполагается активная, творческая работа), развиваемая, в частности, путем использования приемов: «Я герой», «Я учитель», «Ступеньки интеллекта».

 

РАЗДЕЛ 3.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 

  • Развитие речи: Школьная риторика. Пособие для учащихся. Под ред. Т.А.Ладыженской. 5 класс. -1998
  •  Л.А.Введенская, Л.Г.Павлова. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону,  1995
  • А.Т. Арсирий. Занимательные материалы по русскому языку. – М. – «Просвещение»,- 1995
  • Т.А.Федосеева. Уроки риторики в разминках, задачах, играх и сказках. Учебно-методическое пособие. – Новокузнецк, издательство МОУ ДПО ИПК,2006
  • Видеозаписи тележурнала «Ералаш» (разные выпуски)

 

РАЗДЕЛ 4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (5 КЛАСС)

№п/п

Тема  блока и темы разделов

Всего часов

1

БЛОК 1. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

45

1.1

Раздел 1. Умение общаться – важная часть культуры человека

7

1.2

Раздел 2. Ситуация речевого общения и ее основные компоненты

1

1.3

Раздел 3. Виды общения. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях личного и неличного, официального и неофициального общения

3

1.4

Раздел 4. Подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях подготовленного и спонтанного общения.

5

1.5

Раздел 5. Неопосредованное и опосредованное общение. Их особенности.

5

1.6

Раздел 6. Разновидности речевого общения с точки зрения формы существования языка:  устное и письменное. Их особенности

8

1.7

Раздел 7.Разновидности речевого общения в зависимости от переменной и постоянной позиции: я – говорящего и ты - слушающего (диалогическое и монологическое). Их особенности

5

1.8

Раздел 8. Сферы речевого общения: бытовая, социально-культурная, научная (учебно-научная), общественно-политическая, официально-деловая

12

2

БЛОК 2. РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

9

2.1

Раздел 1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо. Особенности каждого вида речевой деятельности

2

2.2

Раздел 2. Аудирование (слушание). Понимание, коммуникативных целей и мотивов говорящего

5

2.3

Раздел 3.

Говорение. Продуцирование устных монологических высказываний на социально-бытовые, учебные и  др. темы. Участие в диалогах различных видов.

5

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п/п

Тема (содержание блока и темы разделов, занятий)

Всего часов

В том числе

Форма контроля

 

 

 

 

Дата

 

Прак-тикумы

Иссле-дователь-ские лабора-торные работы

Комби-нирован-ные

БЛОК 1. РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ (45 Ч.)

Раздел 1. Умение общаться – важная часть культуры человека (7 ч.)

1

Вводное занятие. «Без общения, как без воздуха, человек не может существовать!» (Умение общаться – важная часть культуры человека.)

1

 

1

 

 

 

2-3

Пословицы и поговорки об общении. Составление журнала пословиц об общении.

2

 

 

 

 

 

4

КРО как элемент общей культуры человека.  Отражение в языке культуры русского народа. Народные раздумья о собеседовании.

1

 

 

1

Устные выступления. Рисунки на тему.

 

5

Русский речевой этикет в произведениях русского фольклора. Примеры общения в сказках: отношение народа к слову в русской сказке.

1

 

1

 

Мини-сочинение. Составление кластера.

 

6-7

Работа над инсценировкой фрагментов сказок.

2

 

 

 

 

 

Раздел 2. Ситуация речевого общения и ее основные компоненты (1 час)

8

Общение и его слагаемые.

1

 

 

1

Защита творческих работ.

 

Раздел 3. Виды общения. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях личного и неличного, официального и неофициального общения

(3 часа)

9

Личное и неличное, официальное и неофициальное общение.  Знакомство с понятиями и особенностями этих видов общения.

1

 

 

1

Устные выступления. Мини-сочинение.

 

10

Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях личного и неличного, официального и неофициального общения.

1

1

 

 

Защита творческих работ.

 

11-12

Просмотр и анализ выпусков «Ералаша» с точки зрения официального и неофициального общения

2

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Подготовленное и спонтанное общение. Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях подготовленного и спонтанного общения.

(5 ч.)

13

Подготовленное и спонтанное общение.

 

1

1

 

 

Мини-сочинение. Составление кластера.

 

14-15

Овладение нормами речевого поведения в типичных ситуациях подготовленного и спонтанного общения.

2

1

 

 

Защита творческих работ.

 

16-17

Работа над сценками из школьной жизни

2

 

 

 

 

 

Раздел 5. Неопосредованное и опосредованное общение.

Их особенности. (5 часов)

18-19

Неопосредованное и опосредованное общение. Телефонные разговоры. Основные требования, предъявляемые к разговору по телефону.

2

 

1

 

Мини-сочинение.

 

20-21

Моделирование ситуаций телефонного общения.

2

1

 

 

Мини-сочинение.

 

22

Тест «Культура телефонного общения».

1

 

 

 

 

 

Раздел 6. Разновидности речевого общения с точки зрения формы существования языка:  устное и письменное. Их особенности (8 ч.)

23-24

Вербальное («словесное, устное») и невербальное общение.

2

 

1

 

Защита творческих работ.

 

25

Мимика и жестикуляция как средства устного общения.

1

 

 

 

 

 

26-27

Виды жестов: ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные, символические, подражательные.

2

1

 

 

Устные выступления. Пересказ.

 

28

Национальный характер жестов. Русский невербальный этикет.

1

 

1

 

Защита творческих работ.

 

29

Просмотр и анализ выпусков «Ералаша» с точки зрения невербального общения.

1

 

 

 

 

 

30

Разучивание детских игр на невербальное общение

1

 

Поделиться в социальных сетях