Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Опубликовано 21.08.2014

программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского: Русский язык, 5-9 классы,  «Экзамен», Москва, 2007. 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шарапская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского муниципального района

 

 

Согласовано                                                               Утверждаю                                                                        зам.директора по УВР                                              директор школы

__________   Шарабарина О.С.                               __________  Е.А.Юдина                              

 «   » ________ 2014г.                                                    «   » ________ 2014г.

 

 

Рассмотрена на

педагогическом совете

протокол № ___     

от «     » августа 2014 г.

 

 

Рабочая программа

по русскому языку

на 2014-2015 учебный год,

7 класс

 

Составитель программы:

Шарабарина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

2014

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа по русскому языку для VII класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, авторской программы для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского: Русский язык, 5-9 классы,  «Экзамен», Москва, 2007.

Назначение программы:

ü  улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

ü  реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Содержательные линии предмета:

В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса русского языка  составляют основные сведения о нем. Вместе с тем в нее включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях – территориальных, профессиональных.

Программа содержит:

ü  отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области фонетики, лексики и фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса и стилистике русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении и т.д., речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, - формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка;

ü  сведения о графике, орфографии и пунктуации; перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.

ü  Кроме перечисленных знаний о языке и речи, программа включает перечень орфографических, пунктуационных и речевых умений и навыков, которыми должны овладеть учащиеся.

Цели обучения русскому языку:

Изучение русского языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

ü  воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

ü  развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

ü  освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

ü  формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

ü  применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

 

 

 

Задачи организации учебной деятельности:

  • формирование и развития коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций:
  1. Языковая компетенция (т.е осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
  • формирование у учащихся научно-лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке ( его устройстве функционировании), развитие языкового и эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).
  1. Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
  • формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований); овладения нормами русского и литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате  обучения русскому языку учащиеся должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения.
  1. Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о ее методах, этапах развития, о выдающихся  ученых, сделавших открытия в изучении родного языка.
  • развитие логического мышления учащихся, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
  • формирование общеучебных умений – работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения;
  •  совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

В учебном плане предусмотрено  136 часов на изучение русского (родного) языка в VII классе.

Принцип построения – концентрический

Формы организации образовательного процесса: Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок –блок, урок- исследование,  урок развития речи.

 

 

РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Русский язык как развивающееся явление (1 ч)

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 5-6-ых КЛАССАХ (12 ч + 2 ч)

Причастие (25ч + 6 ч)

I. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Причастие. Свойства прилагательных и глаголов у причас­тия. Синтаксическая роль причастий в предложении. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие страда­тельные причастия. Причастный оборот; выделение запятыми причастного оборота. Текстообразующая роль причастий.

Склонение полных причастий и правописание гласных в па­дежных окончаниях причастий. Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (ознакомление ).

Не с причастиями. Правописание гласных в суффиксах дей­ствительных и страдательных причастий. Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Одна буква н в кратких причастиях.

II. Умение правильно ставить ударение в полных и кратких страда-

тельных причастиях (принесённый, принесён, принесена, принесено, при­нeceны), правильно употреблять причсастия с -суффиксом -СЯ, согласовы­вать причастия с определяемыми существительными, строить предложе­ния с причастным оборотом.

III. Описание внешности человека: структура текста, языко­вые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Вы­борочное изложение текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии.

Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.

Деепричастие (10 ч + 2 ч)

IV. Повторение пройденного о глаголе в V и VI классах. Деепричастие. Глагольные и наречные свойства деепричас­тия. Синтаксическая роль деепричастий в предложении. Тексто­образующая роль деепричастий. Деепричастный оборот; знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми (ознакомление). Деепричастия совер­шенного и несовершенного вида и их образование.

Не с деепричастиями.

II. Умение правильно строить предложение с деепричастным обо­ротом.

III. Рассказ по картине.

Наречие (28 ч + 6 ч)

I. Наречие как часть речи. Синтаксическая роль наречий в предложении. Степени сравнения наречий и их образование. Текстообразующая роль наречий. Словообразование наречий. 

Правописание не с наречиями на -о и -е; не- и ни- в наречиях.

Одна и две буквы н в наречиях на -о и -е.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Суффиксы -о и -а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитные и раздельные написания наречий. Буква ь после шипя­щих на конце наречий.

II. Умение правильно ставить ударение в наречиях.

Умение использовать в речи наречия-синонимы и антонимы.

III. Описание действий как вид текста: структура текста, его языковые особенности. Пересказ исходного текста с описанием действий.

Категория состояния (4 ч + 2 ч)

IV. Категория состояния как часть речи. Ее отличие от наре­чий. Синтаксическая роль слов категории состояния.

V. Выборочное изложение текста с описанием состояния че­ловека или природы

СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (1 час)

Предлог (11 ч + 2 ч)

I. Предлог как служебная часть речи. Синтаксическая роль предлогов в предложении. Непроизводные и производные предло­ги. Простые и составные предлоги. Текстообразующая роль

предлогов.            

Слитные и раздельные написания предлогов (в течение, ввиду, вследствие и др.).      Дефис в             предлогах из-за, из-под.

II. Умение правильно употреблять предлоги в и на, с и из. Умение правильно употреблять существительные с предлогами по, благодаря, согласно, вопреки.

Умение пользоваться в речи предлогами-синонимами.

III. Рассказ от своего имени на основе прочитанного. Рас­сказ на основе увиденного на картине.

Союз (16 ч + 2ч)

I. Союз как служебная часть речи. Синтаксическая роль союзов в предложении. Простые и составные союзы. Союзы сочинительные и подчинительные; сочинительные союзы - соеди­нительные, разделительные и противительные. Употребление сочинительных союзов в простом И сложном предложениях; упо­требление подчинительных союзов в сложном предложении. Тек­стообразующая роль союзов.

Слитные и раздельные написания союзов. Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частица­ми и союза также от наречия так с частицей же.

II. Умение пользоваться в речи союзами-синонимами.

III. Устное рассуждение на дискуссионную тему; его языко­вые особенности.

Частица (18 ч + 4 ч)

I. Частица как служебная часть речи. Синтаксическая роль частиц' в предложении. Формообразующие и смысловые части­цы. Текстообразующая роль частиц.

Различение на письме частиц не и ни. Правописание не и ни с различными частями речи.

II. Умение выразительно читать предложения с модальными частицами.

III. Рассказ по данному сюжету.

Междометие. Звукоподражательные слова (4 ч)

I. Междометие как часть речи. Синтаксическая роль междо­метий в предложении.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Дефис в междометиях. Интонационное выделение междоме­тий. Запятая и восклицательный знак при междометиях.

II. Умение выразительно читать предложения с междометиями.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО В VII КЛАССЕ

(12 ч + 2 ч)

Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему или публичное выступление на эту тему.

 

РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных

Развитие речи

Русский язык как развивающееся явление

2

 

 

Повторение пройденного в 5-6 классах

11

1

2

Причастие

25

2

6

Деепричастие

8

2

4

наречие

19

2

4

Категория состояния

2

 

2

Служебные части речи. Культура речи

1

 

 

Предлог

9

1

4

Союз

14

2

2

Частица

12

3

4

Междометие

2

 

2

Повторение и систематизация

пройденного в 7 классе

19

2

2

 

ИТОГО

123

15

32

170

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 4. ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС VII КЛАССА

I. Учащиеся должны з н а т ь определения основных изучен­ных в VII классе языковых явлений, речеведческих понятий, ор­фографических и пунктуационных правил, обосновывать свои от­веты, приводя нужные примеры.

I I. К концу VI I класса учащиеся должны о в л а д е т ь сле­дующими у м е н и я м и   и   н а в ы к а м и:

- производить морфологический разбор частей речи, изучен­ных в VII классе, синтаксический разбор предложений с при­частным и деепричастным оборотами (в простейших случаях), а также сложных предложений с изученными союзами;

- составлять предложения с причастными и деепричастны­ми оборотами;

- соблюдать нормы литературного языка в пределах изу­ченного материала.

По о р ф о г р а ф и и. Находить в словах изученные орфо­граммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изу­ченными орфограммами; находить и исправлять орфографиче­ские ошибки.

Правильно писать изученные в VII классе слова с непроверя­емыми орфограммами.

По п у н к т у а ц и и. Выделять запятыми причастные оборо­ты (стоящие после существительного), деепричастные обороты.

По с в я з н о й ре ч и. Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы. Подробно и сжато излагать повествовательные тексты с элементами опи­сания (как письменно, так и устно) внешности человека, процес­сов труда. Описывать человека, процессы труда; писать расска­зы на предложенные сюжеты; сочинения-рассуждения (на материале жизненного опыта учащихся). Грамотно и четко рассказы­вать о произошедших событиях, аргументировать свои выводы.

 

 

РАЗДЕЛ 5.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЙ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ

 

  1. Баранов М.Т. Русский язык: Учебник. 7 класс/ М.Т. Баранов,- Просвещение, 2012.
  2. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 7 класс/ Г.А. Богданова,- М.: Просвещение, 2012
  3. Сборник тестовых заданий для тематического контроля и итогового контроля: Русский язык. 7 класс.- М.: Интеллект-центр, 2011
  4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе: книга для учителя/ Г.А. Богданова.- М.: Просвещение, 2001
  5. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку, 5-9 классы.- М.: Просвещение, 2008
  6. Бройде М. Русский язык в упражнениях и играх: нетрадиционный подход/ М.Бройде,- Айрис-Пресс, 2001
  7. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 7 класса.- М.: 2010
  8. Уроки русского языка с применением информационных технологий. 7-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением.- М.: «Планета», 2010

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№п.п.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Примечания

1-2

 

 

 

 

3

4

 

5-6

7

8-9

10

 

11-13

14

 

15

16

 

 

17

18

19

20

21

22

23

 

24-25

 

26

 

27

 

28

 

29

 

30

 

31

 

32

 

33

34-35

 

 

36

37-38

 

39-40

 

 

 

 

41

 

 

 

42-43

 

44

 

 

 

45

 

 

46-47

48

49

 

50

51

 

52-53

54

55-56

 

57-58

 

 

59

60

 

61

 

62

 

63

 

64-65

 

66

 

 

67

68

69

 

70

 

71

72-73

 

74-75

 

76-77

 

78-79

 

80-81

 

82-83

 

 

 

84-85

 

86

87

88

 

 

89

90

 

91-92

 

 

93

 

 

94-95

96

97-98

 

99

 

100

101

102-

103 

104

105-

106

 

107

 

 

108

109

110-

111

112

 

113-

114

115-116

117

118-

119

120-

121

122-123

124

125

 

 

126

127

 

128-

129 130

131

 

132

133

134

 

135

 

136-

137

 138-

139

140

141-

142  143-

144

 

145

146

 

147-

148

 

149

150

151-

152 153

154

155-56

157

158

159

160-61

162

163

 

164

165

 

166

167

168-

170

Русский язык-один из славянских языков.Русский язык как развивающееся явление.

Повторение изученного в 5-6 классах.

Синтаксис. Синтаксический разбор.

Пунктуация. Пунктуационный разбор.

Лексикология и фразеология.

Фонетика и орфоэпия.

Словообразование и морфемика.

Морфология. Морфологический разбор слова.

Орфография.

Контрольный диктант по разделу о повторении.

Р  Текст. Стили литературного языка.

Р  Публицистический стиль.

Морфология и орфография.

Причастие.

Повторение изученного о глаголе.

Морфологический разбор глагола.

Понятие о причастии.

Глагольные признаки причастия.

Склонение причастий.

Понятие о причастном обороте.

Выделение причастных оборотов запятыми.

Р  Понятие об описании внешности человека.

Действительные и страдательные причастия.

Действительные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах действительных причастий настоящего времени.

Действительные причастия прошедшего времени.

Страдательные причастия настоящего времени.

Гласные в суффиксах страдательных причастий настоящего времени.

Страдательные причастия прошедшего времени.

Краткие страдательные причастия.

Р  Выборочное изложение (с элементами описания внешности человека).

Морфологический разбор причастий.

Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов.

Одна и две буквы Н в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени и кратких прилагательных.

Р  Сочинение-описание внешности человека по фотографии.

Гласные перед одной и двумя буквами Н в страдательных причастиях и прилагательных, образованных от глаголов.

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Повторение темы «Причастие».

Контрольный диктант.

Анализ диктанта. Тестирование.

Деепричастие.

Понятие о деепричастии.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Р Описание действий как вид текста.

Правописание НЕ с деепричастиями.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида.

Р Рассказ с включением описания действий людей. Сочинение по картине С.А.Григорьева «Вратарь».

Употребление деепричастий в речи.

Морфологический разбор деепричастия.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Деепричастие».

Контрольный диктант по теме «Деепричастие».

Анализ диктантов. Тестирование.

Наречие.

Повторение изученного о наречии в 6 классе.

Р  Описание в форме дневниковых записей.(Сочинение по картине И. Попова «Первый снег»). упр.211

Степени сравнения наречий.

Морфологический разбор наречий.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о и –е.

Буквы Е и И в приставках НЕ и НИ отрицательных наречий.

Р  Описание действий.

Одна и две буквы Н в наречиях на   -о(-е).

Буквы О и Е после шипящих на конце наречий.

Буквы О и А на конце наречий с приставками из-, до-, с-.

Р  Сочинение по картине Е.Н.Широкова «Друзья».

Дефис между частями слова в наречиях.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Повторение темы «Наречие».

Контрольный диктант.

Анализ диктанта. Тестирование по теме «Наречие».

Категория состояния.

Категория состояния как часть речи.

Морфологический разбор категории состояния.

Р Сжатое изложение «Обыкновенная земля».

Служебные части речи.

Самостоятельные и служебные части речи.

Предлог.

Предлог как служебная часть речи.

Употребление предлогов.

Р Изложение с элементами сочинения.

Непроизводные и производные предлоги.

Простые и составные предлоги.

Морфологический разбор предлога.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Повторение темы «Предлог».

Р  Сочинение по картине А.В.Сайкиной «Детская спортивная школа».

Контрольный диктант по теме «Предлог».

Союз.

Союз как часть речи

Простые и составные союзы.

Союзы сочинительные и подчинительные.

Запятая перед союзами в сложном предложении.

Сочинительные союзы.

Подчинительные союзы.

Морфологический разбор союзов.

Р  Сочинение-рассуждение «Книга – ваш друг и советчик».

Слитное написание союзов также, тоже, чтобы, зато.

Повторение темы «Союз».

Тестирование по теме «Союз».

Контрольный диктант по теме «Союз».

Частица.

Понятие о частице.

Разряды частиц.Формообразующие частицы.

Р Сочинение-рассказ по данному сюжету «Горе-мечтатель».

Смысловые частицы.

Раздельное и дефисное написание частиц.

Морфологический разбор частиц.

Отрицательные частицы НЕ и НИ.

Приставка НЕ- и частица НЕ с различными частями речи.

Закрепление правописания частицы НЕ с различными частями речи.

Различение частицы НИ, союза НИ-НИ, приставки НИ-.

Повторение изученного о частицах.

Контрольный диктант по теме «Частица».

Р  Контрольное сочинение-рассказ по данному сюжету.

Уроки-зачёты по теме «Служебные части речи».

Междометие.

Междометие как особый разряд слов.

Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

Р Контрольное изложение в публицистическом стиле.

Повторение в конце года.

Русский язык. Разделы науки о языке.

Р  Текст. Стили речи.

Р  Контрольное сочинение.

 

Фонетика. Графика.

Лексика и фразеология.

Грамматические нормы.

Словообразование.

Морфология.

Нормы построения текста (упр.459).

Синтаксис и пунктуация.

Орфография и пунктуация.

Нормы речевого поведения (речевой этикет).

Контрольный диктант за год.

Анализ диктантов. Подготовка к итоговому тестированию.

Итоговый тест за год.

Итоговый урок.

Резервные уроки.

 

 

2

 

 

12+2

 

1

1

 

2

1

2

1

 

3

1

 

1

1

 

27+6

1

1

1

1

1

1

1

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

2

 

 

1

2

 

2

 

 

 

 

1

 

 

 

2

 

1

 

 

 

1

 

 

2

1

1

10+4

1

1

 

2

1

2

 

2

 

 

1

1

 

1

 

1

 

1

21+4

2

 

1

 

 

1

1

1

 

1

 

1

 

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

2

 

1

1

1

 

2+2

1

1

 

2

 

 

1

 

10+4

2

1

2

 

1

 

1

1

2

 

1

2

 

 

1

 

16+2

1

1

2

 

1

 

2

2

1

2

 

2

 

2

1

 

1

15+4

1

1

 

2

 

1

1

 

1

1

1

 

1

 

2

 

2

1

 

2

 

2

 

2+2

1

1

 

2

 

19+2

1

1

2

 

1

1

2

1

1

1

2

1

1

 

1

1

 

1

1

2

 

 

 

 

Поделиться в социальных сетях