Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рабочая программа по литературе 11 класс

Опубликовано 22.08.2014

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния на базовом уровне и примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов (базовый уровень), «Просвещение», 2007

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шарапская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского муниципального района

 

 

Согласовано                                                               Утверждаю                                                                        зам.директора по УВР                                              директор школы

__________   Шарабарина О.С.                               __________  Е.А.Юдина                              

 «   » августа 2014г.                                                    «   » августа 2014г.

 

 

Рассмотрена на

педагогическом совете

протокол № ___     

от «     » августа 2014 г.

 

 

Рабочая программа

по литературе

на 2014-2015 учебный год,

11 класс

 

Составитель программы:

Шарабарина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Статус документа

 

Программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образова­ния на базовом уровне и примерной программы по литературе для образовательных учреждений с русским (родным) языком обучения и программы общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной для 5-11 классов (базовый уровень), «Просвещение», 2007.

Выбор примерной программы мотивирован тем, что она

- соответствует  стандарту основного общего образования по литературе, социальному заказу родителей;

- построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности;

 - способствует развитию коммуникативной компетенции учащихся;

- обеспечивает условия для реализации практической направленности, учитывает возрастную психологию учащихся;

- сохраняя единое образовательное пространство, предоставляет широкие возможности для реализации.

     

Структура документа

 

            Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, литературу и средства обучения, календарно-тематическое планирование.

            Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы, что соответствует принципу построения курса на историко-литературной основе. Программа включает в себя перечень произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения; включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Произведения литературы народов России и зарубежной литературы изу­чаются в     связи с русской литературой.

        

Общая характеристика учебного предмета

Литература- базовая учебная дисциплина, формирующая духовный об­лик и нравственные ориентиры молодого поколения.

 

 

Цели

 

            Изучение литературы на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и само­совершенствованию, способной к созидательной деятельности в современ­ном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального                                                                

 самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

•       развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литера­турного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вку­са; устной и письменной речи учащихся;

•       освоение текстов художественных произведений в единстве формы и со­держания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном про­цессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;

•       совершенствование умений анализа и интерпретации литературного про­изведения как художественного целого в его историко-литературной обу­словленности и культурном контексте с использованием понятийного язы­ка литературоведения; выявления взаимообусловленности элементов фор­мы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произ­ведений и их научных, критических и художественных интерпретаций; па-писания сочинений различных типов; определения и использования необ­ходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в биб­лиотеке, в ресурсах Интернета и др.

Рабочая программа среднего (полного) общего образования сохраняет пре­емственность с рабочей программой для основной школы, опираясь на тради­цию рассмотрения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуаль­ного развития личности школьника. Основными критериями отбора художест­венных произведений для изучения в школе являются их высокая художествен­ная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на лич­ность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного обра­зования.

                    Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

-      осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

            -      выразительное чтение;

-      различные виды пересказа;

-      заучивание наизусть стихотворных текстов;

-      определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к то­му или иному роду и жанру;

-       анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфлик­та;

-       устные и письменные интерпретации художественного произведения;

-       выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

 

Результаты обучения

 

Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требова­ния к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащи­мися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориенти­роваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваиваются и воспроизводятся учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: воспроизводить содержание тек­ста, анализировать и интерпретировать произведение, используя сведения по исто­рии и теории литературы; соотносить художественную литературу с общест­венной жизнью и культурой; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; определять род и жанр произведения; выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и опре­делять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, составлять планы и тезисы статей на литературные темы, пи­сать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на ли­тературные темы.

 

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО - ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ

 

- Художественная литература как искусство слова.

- Художественный образ. Художественное время и пространство.

- Содержание и форма.

-  Художественный вымысел. Фанта­стика.

- Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм( символизм, акмеизм, футуризм).

 -Основные факты жизни и творче­ства выдающихся русских писателей Х1Х-ХХ веков.

- Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман-эпопея, роман, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; ли­рическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

- Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический ге­рой. Система образов.

- Деталь. Символ.

- Психологизм. Народность. Историзм.

- Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

- Язык    художественного    произведения.    Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия.  Гипербола. Аллегория.

- Стиль.

 - Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

 -  Литературная критика.

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

Дата

факт

Примечания

1

 

 

2

 

 

3

 

4

 

 

5

6

 

 

7

 

8

 

9

 

10

 

11

12

 

 

13

 

14

 

15

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

 

23

 

24

25

 

26

27

 

28

29

30

 

31

32

33

34

 

35

 

36

 

37

38

39

 

40-41

 

42

 

43

 

44

 

45

46

 

47

48

 

49

 

50

 

51

52

 

53

54

 

55

56

 

57

 

 

58

 

59

 

 

60

 

61

 

62

 

63

64

65

66-67

 

68

69

70-71

 

 

 

72

 

73

 

 

74

 

75

 

76

 

77

 

78

 

79

 

80

 

81

 

82

 

 

 

83

 

84

 

85

 

86

87

 

 

88

89

 

 

90

 

91

 

92

 

93

94

 

95

96

 

97

 

98

99

100

 

101

102

Россия рубежа ХIX-XX веков Историко-культурная ситуация. Русская литература на рубеже веков.

И. А. Бунин. Очерк жизни и творчества. «Чудная власть прошлого» в рассказе «Антоновские яблоки».

Размышления о России в повести Бунина «Деревня»

Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»

Рассказы Бунина о любви.

А. И. Куприн. Жизнь и творчество. Воплощение нравственного идеала в повести «Олеся».

Изображение кризиса армии как кризиса русской жизни в повести «Поединок».

Метафоричность названия повести А.И. Куприна «Поединок».

Талант любви в рассказе А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

Зачётный урок по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

Русский символизм и его истоки.

В.Я. Брюсов. Слово о поэте. Проблематика и стиль произведений В.Я. Брюсова.

Вн.чт. Лирика поэтов – символистов. К. Д. Бальмонт, А. Белый и И. Ф. Анненский.

Западно-европейские и отечественные истоки акмеизма.

Мир образов Николая Гумилёва.

Ранняя лирика Анны Ахматовой.

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы В. Хлебников, И. Северянин.

Зачётный урок по творчеству поэтов Серебряного века.

А. М. Горький. Очерк жизни и творчества. Романтизм Горького.

Композиция романтических рассказов Горького.

Особенности жанра и конфликта в пьесе А.М. Горького «На дне».

«Во что веришь – то и есть». Роль Луки в драме «На дне».

Вопрос о правде в драме Горького «На дне».

Зачётный урок по творчеству М. Горького.

А. А. Блок. Личность и творчество. Романтический мир раннего Блока.

Стихотворение А. Блока «Незнакомка».

«Это всё о России». Тема родины в творчестве Блока.

Поэма Блока «Двенадцать».

Зачётный урок по творчеству А. А. Блока.

Вн.чт. Поэзия Н. Клюева, С. Клычкова, П. Орешина.

Сергей Есенин как национальный поэт.

Любовная лирика Сергея Есенина.

Поэма Есенина «Анна Снегина».

Трагизм поэмы С. А. Есенина «Чёрный человек».

Зачётный урок по творчеству С. А. Есенина.

Маяковский и футуризм. Поэтическое новаторство Маяковского.

Поэма В. Маяковского «Облако в штанах».

Маяковский и революция.

Зачётный урок по творчеству В. Маяковского.

РСочинение по творчеству А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского.

Развитие жанра антиутопии в романе Е. И. Замятина «Мы».

Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован».

М. А. Булгаков. Жизнь, творчество, личность.

Сатира Булгакова.

Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». История романа. Жанр и композиция.

Три мира в романе «Мастер и Маргарита».

Любовь и творчество в романе «Мастер и Маргарита». Тест по роману.

Р Подготовка к сочинению по творчеству М. А. Булгакова.

А. А. Ахматова – «голос своего поколения».

Тема Родины в лирике А. А. Ахматовой.

Тема народного страдания и скорби в поэме А. Ахматовой «Реквием».

Поэтический мир Марины Цветаевой.

Анализ стихотворения Марины Цветаевой «Молодость».

Анна Ахматова и Марина Цветаева.

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество поэта.

Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта.

Человек и природа в поэзии Н. А. Заболоцкого.

Р Подготовка к сочинению по лирике А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э Мандельштама, Н. А. Заболоцкого.

М. А. Шолохов. Жизнь, творчество, личность.

Картины жизни донских казаков в романе «Тихий Дон».

«Чудовищная нелепица войны» в изображении Шолохова.

Судьба Григория Мелехова.

Григорий и Аксинья.

Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон»

Р Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Литература периода Вов.

Поэзия периода Вов.

Новое осмысление военной темы в литературе 50 – 90- х годов. Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Некрасов, К. Воробьёв, В. Быков, Б. Васильев.

А. Т. Твардовский. Жизнь и творчество поэта.

Лирика А. Т. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны.

Б. Л. Пастернак. Начало творческого пути. Лирика.

Человек, история и природа в романе «Доктор Живаго».

Христианские мотивы в романе «Доктор Живаго».

Зачётный урок по творчеству Б. Л. Пастернака.

А. И. Солженицын. Судьба и творчество писателя.

Анализ рассказа А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

Анализ рассказа А. И. Солженицына «Матрёнин двор».

«Деревенская проза»: истоки, проблемы, герои. Герои В. М. Шукшина.

«Городская проза». Нравственная проблематика и художественные особенности повести Ю. Трифонова «Обмен».

«Тихая лирика» и поэзия Николая Рубцова.

Драматургия А. Вампилова. Стечение обстоятельств в пьесе «Старший сын».

Авторская песня. Арбатский мир Булата Окуджавы.

РСочинение по литературе 60 – 70 годов.

Литература русского зарубежья. Обзор творчества  В. В. Набокова. Опыт медленного чтения рассказа «Круг».

Литература последних десятилетий.

Взаимоотношения человека и природы в повествовании в рассказах В. П. Астафьева.

Нравственное величие русской женщины в повести В. Распутина «Последний срок».

Зачётный урок по литературе последних десятилетий.

Р Сочинение по произведениям последних десятилетий.

Литература на современном этапе.

Семинар по теме «Литература на современном этапе».

Проза Татьяны Толстой.

Фантомность реальности в повести В. Пелевина «Омон Ра».

«Новый автобиографизм» Сергея Довлатова.

Поэзия Иосифа Бродского.

Новейшая русская поэзия.

Урок – семинар по новейшей русской поэзии.

Зачётный урок по литературе ХХ века.

Повторение изученного за курс 11 класса.

 

 

 

 

 

1

 

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

 

1

 

1

 

1

1

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

 

1

 

1

1

1

 

2

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

1

 

1

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

1

1

2

 

1

1

2

 

 

 

1

 

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

1

 

 

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

 

1

1

 

 

1

 

1

 

1

 

1

1

 

1

1

 

1

 

1

1

1

 

1

1

 

 

 

 

Поделиться в социальных сетях