Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Рабочая программа элективного курса "Многоаспектный анализ текста" 11 класс

Опубликовано 26.08.2014

Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса Губаревой А.А. «Многоаспектный анализ текста» // М., журнал «Профильная школа», 2005г., №4.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шарапская средняя общеобразовательная школа»

Прокопьевского муниципального района

 

Согласовано                                                               Утверждаю                                                                        зам.директора по УВР                                              директор школы

__________   Шарабарина О.С.                               __________  Е.А.Юдина                              

 «   » _________2014г.                                                    «   » ________ 2014г.

 

 

Рассмотрена на

педагогическом совете

протокол № ___     

от «     » ________ 2014 г.

 

 

Рабочая программа

элективного курса

 «Многоаспектный анализ текста»

на 2014-2015 учебный год,

11 класс

 

Составитель программы:

Шарабарина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

2014

 

                                              

                                               Пояснительная записка

 

Данная рабочая программа составлена на основе программы элективного курса Губаревой А.А. «Многоаспектный анализ текста» // М., журнал «Профильная школа», 2005г., №4.

Цель курса – формирование коммуникативной личности: свободное владение речью во всех её проявлениях.

Задачи курса:

  1. обобщение и систематизация знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике;
  2. содействие речевому развитию старшеклассников, воспитание чувства языка;
  3. формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников; интеллектуальное, духовное, эстетическое развитие.

Содержание курса включает в себя работу над тремя ведущими темами:

  1. «Текст – результат речевой деятельности». Изучение данной темы позволит школьнику ощутить жизнь слова, увидеть слово в динамике преобразования.
  2. «От текста к постижению авторского замысла». Уроки-исследования помогут учащимся определить тему и идею текста. Выделение основной мысли  текста даёт возможность объединить различные элементы анализа в смысловое целое.
  3. «Создание собственного текста в устной или письменной форме».  На данном этапе изучения элективного курса учащиеся смогут совершенствовать  свои практические умения и навыки оформлять мысли в слова.

Рабочая программа рассчитана на  34 часа (17 часов в 10 классе + 17 часов в 11 классе). Программа курса предполагает развитие следующих умений и навыков:

  • Ø умение проводить многоаспектный анализ текста;
  • Ø умение самостоятельно составлять задание к тексту;
  • создавать свой текст, писать рецензию, отзыв на прочитанный текст с использованием разных типов речи;
  • Ø Совершенствовать навыки выразительного чтения текста.

Отслеживание результатов работы будет проводиться   в форме защиты индивидуальных или групповых проектов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

  Форма и вид   деятельности

кол-во часов

Дата

Контроль

1.

Установочное занятие:

1. информационное сообщение о целях и задачах проектной деятельности;

2. сообщение примерной тематики и жанров будущих проектов;

3. начало работы по формированию мотивации уч-ся к занятию проектной деятельностью;

4. консультирование по выбору темы проекта и формирование проектных микрогрупп уч-ся.

Лекция с элементами беседы

2 ч

 

 

2.

Текст – результат речевой деятельности.

Лекция с элементами беседы

1 ч

 

 

3.

Слово в словаре и слово в тексте.

Практикум

2 ч

 

 

4.

От текста к постижению авторского замысла.

Исследовательская деятельность

 

2 ч

 

 

5.

Коррекция плана и обоснования темы проекта

групповое консультирование

2 ч

 

отслеживание уровня активности членов группы

6.

Средства художественной выразительности и их роль в тексте.

Семинар

2 ч

 

тестирование; лингвопоэтический анализ стихотворения

7.

Стилистические возможности языковых средств.

Исследовательская деятельность

2 ч

 

 

8.

Понимание текста – процесс творческий.

Творческая мастерская

(работа в творческих группах)

2 ч

 

работа по карточкам

9.

Коррекция основной части творческих  проектов.

групповое консультирование (по графику)

2 ч

 

черновой вариант творческих проектов

10.

Диалог с текстом.

Семинар

1 ч

 

 

11.

Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.

Декламация художественного текста

1 ч

 

 

12.

Коррекция основной части  творческих  проектов.

групповое консультирование (по графику)

2 ч

 

черновой вариант творческих проектов

12.

Комплексный анализ текста.

Практикум.

2 ч

 

 

13.

Рецензия.

Семинар.

1 ч

 

 

14.

Коррекция заключительной  части  творческих проектов.

групповое консультирование (по графику)

2 ч

 

черновой вариант творческих проектов

15.

Создание собственного текста в устной или письменной форме.

Творческая мастерская

(работа в группах по созданию собственного текста)

2 ч

 

рецензия на предложенный текст

16.

Редактирование. Взаиморецензирование текстов.

Дискуссии.

2 ч

 

 

17.

Работа над проектами. Создание окончательного варианта творческих проектов.

Творческая мастерская.

2 ч

 

творческие проекты (чистовой вариант)

18.

Предварительная защита проектов и творческих работ.

Защита проектов внутри класса

2 ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные темы творческих работ учащихся.

 

  1. Любая тема, связанная с исследованием в области языкознания:

- роль языковых средств в…(произведения русских и советских писателей и поэтов).

- лексические, семантические особенности в …(прозе и поэзии, на примере 1 или 2 произведений).

  1. Любая тема, связанная с влиянием средств массовой информации на язык.
  2. Любая тема, связанная с влиянием исторического процесса, политических изменений на язык (языковые средства, используемые в полемике известными людьми).
  3. Любая тема, связанная со спецификой общения в Интернете.
  4. Анализ особенностей языка разных социальных групп.
  5. Сопоставление языковых средств  в  прозаических и поэтических текстах XIX – XX вв. (работа строится на сравнении двух текстов разных периодов).
  6. Анализ эпизода художественного произведения XIX – XX вв.
  7. Сопоставительный анализ сходных эпизодов разных художественных произведений (работа строится на сравнении двух текстов).
  8. Анализ лирического произведения:

-         звуковой;

-         лексический;

-         грамматический;

-         композиционный (на примере любого лирического произведения XIX – XX вв.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., - М., 1997.
  2. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М.,1981.
  3. Горшков А.И. Русская словесность: От слова к словесности. 10-11кл. – М., 2000.
  4. Дейкина А.Д., Пахнова Г.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. - М., 2002.
  5. Лосева Л.М. Как строить текст. – М., 1980.
  6. Солганик Г.Я. От слова к тексту. – М., 1991.
  7. Шанский Н.М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. – М., 1987.
  8. Шипицына Г.М., Петровская С.С., Черников И.Н. Дидактические материалы для углубленного изучения русского языка. – М., 1995.
  9. Русский язык в школе. – 2004. - №6.
  10. Русский язык в школе. – 2004.  - №2.
  11.  Русский язык в школе. – 2004. - №1.
  12.  Русский язык в школе. – 2002.- №6.
  13.  Русский язык в школе. – 2001. - №1.
  14.  Русский язык в школе. – 1999. - №5.
  15.  Русский язык в школе. – 1997. - №3.
  16.  Русский язык в школе. – 1996. - №4.
  17.  Ресурсы Интернета.

 

 

Поделиться в социальных сетях