Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 

МОУ «Шарапская средняя общеобразовательная школа»

 

Слово как объект изучения и система словарной работы на уроках русского языка 

Шарабарина Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

 

Прокопьевский район, 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ВВЕДЕНИЕ. СЛОВА И НАУКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ.
  2. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.
  3. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЛОВАРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ:

3.1  СЛОВОТОЛКОВАНИЕ.

3.2  ГРУППИРОВКА СЛОВ ПО СЕМАНТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ.

3.3  АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.

3.4   СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗНОГО ТЕКСТА.

  1. РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

4.1  УПРАЖНЕНИЯ ОЗНОКОМИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

4.2  ПРИЁМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ

  1. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  2. ПРИЛОЖЕНИЕ.
  3. БИБЛИОГРАФИЯ.

 

 «…Но скажут ли достаточно в русских школах о красоте своего языка? Скучные правила пусть придут после, а сначала, от первого дня, пусть будет сказано о красоте русской речи, о богатстве, о вместимости своего родного языка, слова».

                                                                                                    Николай Рерих

 

 

  1. 1.     СЛОВА И НАУКА О РУССКОМ ЯЗЫКЕ

Русский язык, как и подавляющее число других, является языком слов.

Всё, что нас окружает и волнует, нам представляется и кажется, мы называем и высказываем словами, которые выступают либо в составе предложения, либо как самостоятельные единицы. Слова образуют строительный материал языка как определённой знаковой системы, отражающей нашу прошлую и современную жизнь, наше мировоззрение, культуру и духовное самосознание. Естественно, что в общении или при создании какого-либо высказывания они являются нам уже не как частицы словаря, а как значимые слова, определённым образом связанные друг с другом по законам грамматики и стилистики, т.е. по законам соединения слов с учётом их различного значения, звучания, форм, - иначе говоря, всего того, что свойственно слову как основной единицы языка.

Что же представляет собой слово? Каковы его наиболее характерные и принципиально важные дифференциальные признаки? Каким может быть его научное определение? Для этого назовём, прежде всего, его основные свойства и скажем заранее, что словом может быть названо только то, что обязательно будет обладать ими, а иначе говоря – то, что будет иметь определённую совокупность признаков, совершенно не свойственную другим лингвистическим единицам. Слово – основная значимая единица языка, название какого-то явления, мысли или чувства. По своей семантике слова могут быть самыми разными (ср. дом, справедливость, говорить, брысь!, наверное, до и др.).  Но не все слова обладают значением. Последнее может объединять в синонимические ряды, антонимические, омонимические  и паронимические группы, лексико-семантические разряды, в части речи.   

В качестве исходного можно рассмотреть следующее положение. В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и про­цесс обучения школьников целесообразно ор­ганизовать так, чтобы в определенной взаимо­связи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфоло­гии, лексике и синтаксису, чтобы все сторо­ны слова (его лексическое значение, граммати­ческие признаки, морфемный состав, а также произношение и написание) рассматривались в единстве. Таким образом создаются условия, при которых у учащихся развивается разносто­ронний подход к слову.

 

2.ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

В методологических исследованиях одной из главных задач словарной работы признаётся задача обогащения, пополнения, расширения словарного запаса учащихся.

Поскольку словарный запас языка не является механической совокупностью отдельных слов, задачу его обогащения нельзя сводить к введению в активный словарь детей отдельных слов и выражений.

Задача обогащения детского словаря решается: 1) в плане порождения речи; 2) в плане восприятия речи.

В плане порождения речи учитель должен добиваться свободного владения языковыми системными объединениями слов при построении собственного высказывания, умения создавать индивидуально-контекстуальные объединения слов по типу языковых, умения свободной замены слов в целях уточнения смысла высказывания, создания образности, выразительности, стилистической целесообразности соответствующего произведения речи.

Работа может проводиться над синонимическими рядами слов, члены которых отличаются смысловыми оттенками, эмоционально-экспрессивной окраской, стилистической характеристикой, над антонимическими рядами слов.

В плане восприятия речи задача обогащения словарного запаса учащихся заключается в том, что учитель добивается от детей адекватного восприятия смысла слова в тексте со всеми контекстуальными оттенками, формирует способность восприятия словесных образных элементов в составе художественного текста во всём их смысловом и эмоционально-экспрессивном объёме, воспитывает у учащихся умение объяснить значение слова, особенности его употребления.

В процессе проведения словарной работы необходимо добиваться реализации таких качеств речи, как правильность, точность, уместность, выразительность. Отсюда задачи формирования у учащихся осмысленного целесообразного словоупотребления, формирования у детей умения выбирать такие лексические средства, которые соответствовали бы теме высказывания, его назначению, стилю.

Необходимо воспитывать у детей умения оценивать речь. Задания, связанные с оценкой словоупотребления в соответствии с качествами хорошей речи, полезно включать в план отзыва на сочинение.

В соответствии с заданиями, сформулированными выше, можно выделить основные объекты словарной работы:

  • новые, непонятные для учащихся незнакомые слова и устойчивые сочетания слов, а так же слова и устойчивые сочетания, значение которых не вполне освоены учащимися;
  • языковые системные объединения слов (синонимические ряды, системы значений многозначного слова, тематические и лексико-семантические группы слов), а так же контекстуальные объединения слов, организованные по типу языковых;
  • соотносительные языковые средства языка: литературные и нелитературные слова; слова, различающиеся по степени информативности; нейтральные и стилистически окрашенные слова.

Словарная работа должна опираться на лингво-теоретические знания учащихся, приобретённые в процессе изучения лексики и фразеологии.

Главным теоретическим понятием является понятие о лексическом значении слова.

Именно на фоне этого понятия о лексическом значении определяется содержание словарной работы: объяснение значений незнакомых слов и фразеологизмов, уточнение значений широкоупотребительных слов, работа над речевым смыслом слова, над экспрессивными лексическими средствами языка и речи, поиск ключевых слов для выражения той или иной темы высказывания, поиск выразительных средств для построения высказывания, оценка словарных достоинств чужой речи.

 

  1. 3.                ОСНОВНЫЕ ТИПЫ СЛОВАРНЫХ УПРАЖНЕНИЙ.

Лексические упражнения проводятся прежде всего в целях закрепления знаний по лексике и формирования на этой основе определённых лексических умений.

Словарные упражнения проводятся в связи с восприятием речи (чтением, слушанием) или  в связи с порождением речи (говорением, письмом). Поэтому материалом для них служат слова и устойчивые единицы, функционирующие в речи; системные объединения слов.

Вслед за Н.Т.Барановым мы выделяем 4 типа словарных упражнений.

 

3.1 СЛОВОТОЛКОВАНИЕ.

При организации работы над толкованием значений незнакомых слов необходимо различать две стороны словарного толкования: лингвистическую и логико - семантическую.

Работая над лингвистической стороной детского словарного толкования, важно учесть следующее:

1)    Необходимость категориально – грамматического соответствия толкуемого слова и стержневого слова толкования (отнесённость к одной части речи), например: истёртый – изношенный, ветхий от долгой носки.

2)    Если толкуемое слово имеет в системе языка синонимические (и антонимические) соответствия, их нужно использовать в толковании: спастись – уберечься, избавиться от чего-нибудь опасного.

Работая над логической стороной толкования лексического значения, необходимо учитывать:

1)    Толкование должно быть логико – семантическим аналогом лексического значения толкуемого слова.

2)    Логическую адекватность обеспечивают синонимические толкования, родовые толкования, видовые толкования.

Так как эта работа связана с формированием у учащихся умения видеть, обнаруживать, опознавать незнакомые слова в тексте, важно заниматься ею систематически, предлагая найти незнакомые слова в упражнении учебника, тексте изложения. Не менее важно приучить школьника записывать незнакомые слова и выяснять их значение, пользуясь словарями. Например:

ü Найдите в тексте повторяющееся слово. Разъясните его значение. Какие ещё значения имеет это слово в языке?

          Никто, конечно, не знал, как делать воздушные шары, но Знайка      сказал, что он всё обдумает и тогда объяснит. И вот Знайка стал думать. Думал он три дня и три ночи и придумал сделать шар из резины.

                                                                                                                      (Н.Носов)

ü Объясните переносное значение слова в составе словосочетаний типа серебристый смех, гореть от стыда, лапы дуба, зацепиться за мысль, проседь берёз, сноп овсяных волос.

 

3.2  ГРУППИРОВКА СЛОВ ПО СЕМАНТИЧЕСКИМ ПРИЗНАКАМ.

Данная группа упражнений предшествует заданиям, направленным на создание высказывания.

Словарные упражнения этого типа предполагают подбор слов на определённую тему – составление тематических и лексико – семантических групп слов. Например:

ü Запишите прилагательные, обозначающие отрицательные и положительные качества людей, которых вы должны охарактеризовать.

Бездеятельный – пассивный – инертный; легкомысленный –       несерьёзный – пустой; равнодушный – безучастный, глупый – пустоголовый; упрямый – норовистый; смелый – бесстрашный – безбоязненный и др.

ü Подберите слова по толкованию лексического значения, общего для всех членов ряда. Какие слова называют человека, состоящего в дружеских отношениях с другим человеком (друг – товарищ – приятель – дружок - дружище)? С какой целью можно использовать данные слова в сочинении «Мой друг»?

 

3.3 АНАЛИЗ ЛЕКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА.

Упражнения этого типа делятся на 2 группы в зависимости от того, какой текст – образцовый или негативный – предлагается для анализа по специально подготовленным вопросам и заданиям.

Анализ образцовых текстов проводится через оценку словесного богатства (разнообразия), выразительность текста; через оценку правильности, 

Анализ образцовых текстов проводится через оценку словесного богатства (разнообразия), выразительность текста; через оценку правильности, преобразование данного языкового материала. Например:

ü Как вы представляете себе картину, изображённую А.С.Пушкиным: Вся комната янтарным блеском озарена…

ü Оцените текст с точки зрения описания в нём противоположностей. С помощью каких слов автору удалось по-разному охарактеризовать малышей и малышек?

Коротышки были неодинаковые: одни из них назывались малышами, а другие – малышками. Малыши всегда ходили либо в длинных брюках навыпуск, либо в хорошеньких штанишках, а малышки любили носить платьица из пёстренькой, яркой материи. Малыши не любили возиться со своими причёсками, и поэтому волосы у них были короткими, а у малышек волосы были длинными, чуть не до пояса. Малышки очень любили делать разные красивые причёски, волосы заплетали в длинные косы и в косы вплетали ленточки, а на голове носили бантики. Многие малыши гордились тем, что они малыши, и совсем почти не дружили с малышками. А малышки гордились тем, что они малышки, и тоже не хотели дружить с малышами.

                                                                                        (Н.Носов)

ü Прочитайте текст. Какие слова нельзя назвать литературными? Почему они  употребляются в тексте? Как изменится текст, если произвести литературную правку?

-  Слышь, Петька, - сказал вдруг Гаврик,- понимаешь, они тама сидят и даром дожидаются… без товара… Их тама всех перестреляют, очень просто… А я не могу иттить, потому что этот чёрт непременно прилипнет!.. Чуешь, что я тебе говорю?

- Чую, - одними губами проговорил Петя…

                                                                                              (В.Катаев)

Анализ и лексико-стилистическая правка негативного текста предполагает оценку употреблённых в тексте лексических средств, развивает умение пользоваться соотносительными языковыми средствами с целью устранения обнаруженного недочёта. Операция замены одной лексической единицы другой приводит к целесообразному (относительно речевой ситуации) конструированию фрагмента речи.

Материалом для этих упражнений служат главным образом изложения и сочинения учащихся (как устные, так и письменные).

Вот основные из этих упражнений:

  • найти (указать) слово, употреблённое в несвойственном ему значении;
  • заменить, добиваясь точности словоупотребления, выделенные слова синонимами или синонимами в которых концентрация признака выше, чем в выделенных словах;
  • заменить слово иноязычного происхождения русским синонимом (и наоборот);
  • устранить неоправданные повторы в тексте (ошибки, связанные с неточным употреблением слов), используя близкие по значению слова и фразеологизмы;
  • вычеркнут слова, которые можно исключить без ущерба для выражения темы, основной мысли текста;
  • оценить сочинение (отрывок). Высказать (написать) своё мнение о нём.

 

3.1 СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ, ПРЕДЛОЖЕНИЙ, СВЯЗНОГО ТЕКСТА.

Данный вид продуктивных словарных упражнений содействует формированию умений свободного владения системными объединениями слов, соотносительными языковыми средствами, формированию навыков нормативного, точного, целесообразного словоупотребления.

ü Подберите названия цветов (грибов, трав, минералов). Составьте описание одного из них, которое можно было бы поместить в учебнике природоведения.

ü В русском языке есть немало обозначений действий, связанных с перемещением человека в пространстве. (Например: приехать-прибыть-прикатить; убегать-удирать-улепётывать; броситься-ринуться-кинуться и т.п.)

Вспомните любимых вами героев мультфильмов.Составьте сценарий  мультфильма с использованием данных выше глаголов. Тему и название сценария придумайте сами

ü Вам понравилась прочитанная книга (фильм, картина), а вашему товарищу не понравилась. Составьте ряды слов – антонимов, значения которых отражали бы ваши разногласия. Используя антонимы, постройте диалог-спор (или рассуждение) о прочитанной книге (фильме).

 

 

  1. 4.     РАБОТА СО СЛОВАРНЫМИ СЛОВАМИ.

Обучение русскому языку предполагает непосредственное, активное и сознательное участие школьников в определении предназначенного для изучения нового «трудного» слова . Эта очень полезная и не оставляющая детей равнодушными деятельность организуется с помощью специально разработанных упражнений. Их выполнение одновременно развивает важнейшие интеллектуальные качества школьника, интенсифицирует рече-мыслительные процессы и значительно увеличивает роль школьника в организации учебного процесса в качестве заинтересованного субъекта, а не только объекта изучения.

 

4.1  УПРАЖНЕНИЯ ОЗНОКОМИТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА.

 

Все упражнения объединены в группы, у каждой из групп есть свои отличительные черты.

В первую группу входят упражнения, предусматривающие составление искомого слова из его частей. Например, учитель предлагает:

Определите и назовите новое словарное  слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом.

Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (Слово бал-кон)

Обучающий эффект такого типа упражнений можно увеличить за счёт введения заданий, направленных на определение нового слова и предусматривающих некоторые виды разбора. Хорошо вписывается в упражнения этой группы морфологический разбор, например:

Первая часть искомого слова означает место для отдыха с цветами, аллеями а вторая является окончанием глагола настоящего времени, 3–го лица. ед. числа, 1 спряжения. (Слово парк-ет).

Гораздо большего интеллектуального напряжения требуют от учащихся упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, учитель предлагает:

Определите, каким образом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:

МОСКИТ        КОРТИК       МОСТИК

ТРЕВОГА        ПИОНЕР             ?

(Слово тренер)

Вторую группу представляют упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью тех или иных манипуляций с некоторыми буквами исходного слова. Здесь возможны несколько вариантов.

  1. Замена буквы (букв) в исходном  слове по указанных учителем признакам. Например:

В слове печь замените первую букву другой, которая обозначает один из непарных твёрдых согласных, и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке. (Слово жечь.)

  1. Одновременное исключение и добавление букв в исходное по указанным учителем признакам. Например:

Исключите из слова редька букву, которая не обозначает звука. Затем добавьте две буквы, которые составляют предлог, употребляющийся только с родительным падежом и обозначающий направление «откуда-нибудь».

Назовите новое словарное слово. (Слово изредка)

К третьей группе относятся упражнения, в которых новое словарное слово определяется путём последовательного нахождения и соединения всех его букв. Это упражнения универсального характера, которые предполагают различные виды разбора, имеют определённую орфографическую нагрузку, обеспечивают повторение изученного и легко вписываются в тему любого урока. Например, учитель сообщает:

Новое слово вы узнаете, если последовательно определите и соедините между собой найденные буквы:

- с первой буквы начинается корень слова промокает;

- вторая буква – окончание в слове  (на) речк.. ;

- после третьей буквы никогда не пишутся ю, я;

- четвёртой буквой заканчивается корень слова вылетел;

- пятая буква – это чередующаяся гласная в корне слова заря. Какое это слово? (Слово мечта.)

Если школьники не приучены к такому виду работы, то во избежание потери времени учителю следует сначала брать слова из 4-5 букв, исходные слова записывать на доске и пр.

Четвёртую группу составляют упражнения, в которых искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Кроме развития внимания, памяти, речи, сообразительности, они способствуют формированию логического мышления учащихся. Работа с упражнениями данной группы осуществляется следующим образом. Учитель оформляет на доске запись:

 

ВОЛЕЙБОЛ      - МЯЧ

БАДМИНТОН – ВОЛАН

         ?                - ШАЙБА.

 

Далее предлагаем учащимся:

- Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерности находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары.  Дайте при этом чёткий, доказательный ответ.

Примерный ответ: «В левом столбике находятся слова, обозначающие названия спортивных игр. В правом – названия предметов, без которых не могут состояться эти игры. Мяч – в волейболе, волан – в бадминтоне, шайба в хоккее. Значит, сегодня мы познакомимся со словом хоккей».

Закономерности подбора исходных слов могут быть самыми разными. Некоторые из них могут быть отражены в следующих примерах:

1)    ВВЕРХ  -  ВНИЗ               2) ВЕЧЕР - СУМЕРКИ

ВПЕРЁД – НАЗАД               НОЧЬ - ТЕМНОТА

ВЛЕВО – ?                            УТРО -         ?

                (вправо)                               (рассвет) 

           

К пятой группе относятся упражнения, в которых новое словарное слово определяется с помощью разбора слов по составу. Для этого учитель заранее готовит таблицу:

 

 


 

 

   

Расцвести

 

отчётливый

насмешливый

настенный

Безбрежный

 

безвкусица

раскладной

современный

 

Предлагаем учащимся её рассмотреть, назвать новые словарные слова, с которыми им предстоит познакомиться, и объяснить, каким образом они их определили.

Примерный ответ: «Сегодня мы познакомимся со словами расчётливый и безвкусный. Чтобы их определить, мы в каждом мы в каждом слове таблицы выделили нужную морфему. Выделенные морфемы соединили между собой. »

В упражнениях шестой группы искомое слово определяется с помощью шифра. Шифры могут быть самыми разными. Обычно учитель только указывает на наличие шифра, но не даёт чётких указаний. Рассмотрим несколько вариантов шифровки и способов работы с ними.

  1. Учитель пишет на доске: 1 – 10; 2 – 9; 3 – 5; 4 – 1; 5 -13; 6 – 6; 7 – 12; 8 – 1 - и далее говорит учащимся:

- Расшифруйте данную запись и назовите слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Примерный ответ: «Первая цифра каждой пары обозначает порядок букв в искомом слове. Вторая цифра показывает, какая по счёту эта цифра в алфавите. Слово, которое соответствует данному шифру, - издалека».

В качестве шифра может быть использован известный стихотворный отрывок.

Упражнения седьмой группы предполагают, что школьники определяют новое словарное слово, если выявят принцип соединения исходных слов. Кроме развития важнейших качеств интеллекта, такие упражнения помогают межпредметные связи на уроках русского языка. Например, учитель оформляет такую запись:

ТЕЛЕФОН, РАДИО,   ?    , ПЕЙДЖЕР.

Учащимся предлагается задание:

Определите принцип, в соответствии с которым  расположены слова в данном ряду, и вы узнаете новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Примерный ответ: «В этом ряду написаны средства связи, с помощью которых можно получить какую-либо информацию, в порядке их изобретения. В период между изобретением радио и пейджера был изобретён телевизор.»

Восьмую группу составляют упражнения, в которых поиск нового словарного слова связан с темой урока. Это своего рода словарные диктанты с нетрадиционными заданиями.

Так, на уроке «Имя существительное» учитель диктует для записи слова: фанера, справа, уважение, пенал, терраса, расчётливый, тяжёлый, бинокль, оазис, ледоход. Задание:

Соедините первые буквы слов, и вы узнаете словарное слово сегодняшнего урока. (Слово футбол.)

Опыт работы с такими вариантами заданий даёт возможность включать в содержание обучения и более сложные упражнения этой группы. Например, при изучении спряжений глаголов учитель может предложить такое задание:

Соедините буквы, с которых начинаются корни глаголов 1 спряжения, и вы узнаете словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке:

Подключать, одолеть, зашуметь, рассказать, оттолкнуть, вскочить, юркнуть, стоять, меркнуть. (Слово костюм.)

Можно придумать много вариантов подобных упражнений. Поэтому я ставлю задачу не только рассказать о различных способах представления нового слова, увеличивающих эффективность словарно-орфографической работы, но и возможность вовлечь учителя в творческий процесс создания подобного типа упражнений.

 

4.2  ПРИЁМЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ.

Использование приёмов для создания и закрепления внутреннего образа слова:

  1. Представьте это слово мысленно.
  2. Написать слово, подчеркнув ошибкоопасные места, стереть его, а подчёркивания сохранить.
  3. Назвать буквы, которые были над чёрточками.
  4. «Нарисовать » слово в тетради, выделить любимым цветом тот фрагмент, который требует особого внимания.
  5. Создать презентацию слова во всех 3 системах (визуально, аудиально, киноэстетически).
  6. Предложить ученикам группу слов, объединённую в одном смысловом контексте. (Для создания минисочинений, предложений).
  7. Провести проверочный диктант через определённый промежуток времени.
  8. Провести контрольный словарный диктант.

 

  1. 5.     ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Представленная работа показывает, что система словарной работы на уроках русского языка позволяет во многом обогатить словарный запас учащихся, помочь им более осмысленно употреблять слова в речи (как устной, так и письменной).

Работа над созданием и анализом текстов вырабатывает навыки «лексической» зоркости, т.е. устранение ошибок словоупотребления в своих и чужих текстах.

Я вижу, что систематически используя такой вид работы на уроках русского языка, я могу добиться более высоких результатов в обучении учащихся.

 

 

  1. 6.     ПРИЛОЖЕНИЕ.

Упражнение 1. Смешением каких слов вызвано неточное выражение мысли в следующих предложениях?

1)                Простакова –типичный образ помещиц – крепостных того времени.

2)  Пока ещё не найдено достаточно эффектное средство против таких укусов.  3) Бойцы стали собираться в наступление.

(Крепостных – крепостниц; эффектное – эффективное; собираться - готовиться).

Упражнение 2. Чем вызваны исправления следующих предложений из школьных сочинений?

1) Белинский и Добролюбов толкнули далеко вперёд русскую литературу. (…содействовали развитию…) 2) «Правильно!» - послышались отзывы из толпы. (…возгласы…)  3) Павел отлично переносил боль. (… стойко, мужественно…)

Упражнение 3. Замените выделенные слова другими, точно передающими авторскую мысль.

1) Друзьям хотелось побыть в одиночестве, и они ушли на берег реки. (Одним) 2) Несмотря на превосходную численность противника, они не дрогнули. (Превосходящую)

Упражнение 4. В каждом из приведённых ниже предложений замените слово сделать (делать) более определёнными, конкретизирующими характер действия.

1) На стволе берёзы кто-то сделал ножом свои инициалы. (Вырезал).  2) В пятницу мы делаем классный час. (Проводим).  3) Миша научил Джульбарса делать разные поручения. (Выполнять).

Упражнение 5. Замените искажённое слово правильным вариантом.

1) Я думал о великом горящем сердце Данко и о создавателе великолепной легенды. (О создателе). 2) Перед нами проходят творители настоящей жизни. (Творцы).  3) Гости видели красоту и убранность зала. (Убранство).

Упражнение 6. Замените неподходящее по смыслу слово более конкретным, точно передающим авторскую мысль.

1) Игорю поручили очистить котёл от пыли и загрязнённости. (Грязи). 2) Баранову освободили от работы начальника цеха. (От должности).

  Упражнение 7. Найдите неточно употреблённое слово (выражение), ведущее к неверному пониманию, к двусмысленности. Ошибки исправьте.

1) Заглянув в палатку, мы увидели, что Сергей обратно ест колбасу. (Опять). 2) Автор делит героев своего романа на две части. (На две группы, на два лагеря). 3) Это постановление положит конец прогульщикам. (Прогулам).  

Упражнение 8. Сравните исходноепредложение и правку Л.Толстого. Объясните причину замены.

Война есть картина, писанная большими штрихами. – Война есть картина, писанная широкой кистью.

Для справок. Выражение большими штрихами неточно. Штрих – это тонкая лёгкая линия, наносимая обычно карандашом. Картину же пишут кистью. Широкая кисть здесь символически означает масштабность, широкий охват событий.

 

 

  1. 7.     БИБЛИОГРАФИЯ.
  2. Методика развития речи на уроках русского языка: книга для учителя под редакцией Т.А.Ладыженской / Москва: Просвещение, 1991: - с.120-141.
  3. Мучник, Б.С. О точном употреблении слова : Б.С.Мучник, Русский Язык в школе №1: 1986: - с.20-22
  4. Скороход, Л.К. Словарная работа на уроках русского языка / Л.К.Скороход, Москва: Просвещение, 1991: - с.120-141.
  5. Шанский, Н.М. Слова и наука о русском языке: Н.М.Шанский, Русский язык в школе №2: 2002: - с.2.
  6. Бакулина, Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению: Г.А Бакулина, Русский язык в школе №4: 2002:-с.16-21.

 

Поделиться в социальных сетях