Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

муниципальное общеобразовательное  учреждение

«шарапская средняя общеобразовательная школа»

___________________________________________________________________________

 

 

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ – ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ ДУХОВНОГО МИРА УЧАЩИХСЯ

 

 

Доклад подготовила

Шарабарина Т.И.,

учитель русского языка

 и литературы

 

 

 

 

 

 

 

Прокопьевский район, 2011

 

 

  В будущем России образование

 не должно отделяться

от духовного воспитания…

          И. Ильин

 

Будущее России принадлежит нашим детям.  Какими они станут – честными, справедливыми, гуманными, милосердными или корыстными, самолюбивыми, чёрствыми –  зависит от нас, учителей-словесников.  Я убеждена в том, что сегодня, в 21 веке, именно учитель литературы и русского языка, работая с художественным текстом, имеет возможность говорить о духовно-нравственных ценностях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие. Не понимать роли христианства, когда в течение тысячи лет именно под воздействием православия происходило формирование русского национального характера и изучать произведения русской классики, не принимая духовных корней, которые её всегда питали, - значит изучать литературу ради самого предмета. Поэтому уроки литературы для меня становятся неиссякаемым источником духовного приобщения учащихся к слову. Именно русская классическая литература, её лучшие произведения помогают человеку в любом возрасте обрести духовные ценности, понять себя. На мой взгляд, человеческая душа – это Вселенная, а произведения художественной литературы – это способ выражения Души. От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет.  

Чтение – это важнейший способ освоения базовой социально значимой информации – профессионального и обыденного знания, культурных ценностей прошлого и настоящего, сведений об исторически непреходящих и текущих событиях, нормативных представлений, – составляющей основу, системное ядро многонациональной и многослойной российской культуры. Чтение также является важнейшим механизмом поддержания этого ядра, имея в виду и профессиональную, и обыденную его составляющие. Чтение является самым мощным механизмом поддержания и приумножения богатства родного языка.

С проблемой нежелания чтения у учеников в той или иной степени сталкиваются многие учителя-словесники. И единственно верного решения этой проблемы, наверное, нет. Поэтому учителю постоянно приходится находиться в поиске верного направления для формирования сознательного читателя.

Мы любим то, что умеем. Вряд ли кто поспорит с этим, внимательно взглянув вокруг и заглянув в себя. Более прозрачна связь умений и интересов, желаний и результата в психологии поведения детей. Педагоги нынче встревожены тем, что дети, наше завтра, год от года всё менее охотно открывают и с ещё меньшей охотой прочитывают до конца книги, от которых, в конечном счёте, зависит их дальнейшая жизнь, то духовное, без чего немыслим современный чеховский «прекрасный человек» с пушкинским оптимизмом, гоголевским юмором, психологизмом Достоевского, патриотичностью Маяковского, жизнелюбием Шолохова… Делаются попытки найти причины, в той или иной степени объясняющие досадную размолвку живого юного ума с духовным источником, питающим его, - литературным шедевром. Тут, дескать, виновато и телевидение, и компьютеризация, и музыка, и обилие другой техники. К числу основных причин прибавляются и менее существенные: акселерация, сопровождающаяся некоторым запозданием духовного роста и гражданского становления; инфантилизм, который, как ни парадоксально, от недостатка жизненного опыта ослабляет интерес к книге. 

 

  Современный учитель русского языка и литературы помимо знания предмета, психологии и педагогики должен быть основательно знаком с историей, владеть иностранным языком, “дружить” с изобразительным искусством и музыкой, обладать актерскими данными, выступать в роли писателя, быть организатором и вдохновителем всех интересных событий школьной жизни. И самое важное: он должен неустанно стремиться к расширению своего кругозора. Все это напрямую связано с главными задачами литературного образования, целью которого является включение личности ребенка в диалогические отношения с человечеством.

 

Цель моих уроков – воспитание читателя, который на основе классической литературы впитает в себя особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.

Основными задачами своей работы считаю:

  • воспитание любви к чтению и изучению литературы;
  • формирование потребности читать настоящую литературу;
  • воспитание литературного вкуса;
  • развитие творческих способностей детей;
  • формирование духовно-нравственных ценностей, собственных убеждений, способности их утверждать и отстаивать;
  • создание единого читательского пространства во взаимодействии школы, библиотеки и семьи;
  • становление типа правильной читательской деятельности (умения, желания, привычки думать над книгой) и, как следствие, читательской самостоятельности – основы непрерывного самообразования, самовоспитания и саморазвития.

К сожалению, современным детям художественную литературу заменили виртуальные, компьютерные игры, видеофильмы и многое другое. Теперь, для того  чтобы знать новости и быть в курсе самых последних достижений научной мысли, совсем необязательно читать. Достаточно черпать информацию с экрана телевизора или дисплея. Отсюда низкая читательская активность учащихся, нежелание думать, размышлять над прочитанным текстом. Ребёнок подменяет духовность общим кругозором, не восполняя пробелов в своём нравственном развитии. Безусловно, возвращение к духовным истокам как источнику, мощному импульсу в развитии личности, помогут учащимся почувствовать потребность духовной красоты, служения ей через художественное слово. Начинать нужно с себя. Если учитель не ограничивает свои уроки механическим воспроизведением материала учебника, а находится в постоянном творческом поиске, много читает сам, может вызвать интерес детей  одной лишь мыслью, удачно подобранной фразой из текста (заметьте, не только из программного материала), тогда, я думаю, учитель сможет разбудить внимание ученика, повысить интерес к чтению.

Для формирования интереса к чтению и изучению литературы в моем арсенале есть разнообразные формы уроков:

урок–диспут

урок рекомендации произведения

урок–спектакль

урок–праздник

урок–интервью

урок–конференция и т. д.

  На каждом уроке стараюсь создать  атмосферу нравственного погружения. Для этого использую  эпиграфы, афоризмы, притчи, высказывания великих людей, благодатны в этом отношении мысли философов, в каждом слове которых бездна мудрости народа. Например, высказывание немецкого философа Артура Шопенгауэра: «Читать – значит думать чужой головой, вместо своей собственной» вызвало у восьмиклассников неожиданную дискуссию: чем хороша одна голова, а если две? Обязательно ли для подтверждения своих мыслей прибегать к чьей - либо помощи? Как связано чтение с процессом мышления? Почему,  читая, необходимо думать?                    Цель моих уроков – воспитать читателя, думающего, способного размышлять, высказывать свою точку зрения, не бояться быть непонятым. Отсюда новое качество формирования духовности – умение слушать. Слушаем себя, других, слово становится связующим звеном в познании мира. Слушаем классические произведения в исполнении мастеров художественного чтения, артистов, музыкальное сопровождение усиливает эмоционально-нравственную сторону восприятия текста. Большим подспорьем в этом моменте стали диски с фонохрестоматиями, которые идут в комплекте с учебниками литературы (авт. Коровина В.Я.) Кроме того, читаю сама, не торопясь, вдумчиво (выразительно и с явным удовольствием), пытаясь дойти до души каждого. Также читаю свои любимые эпизоды, по ходу чтения комментирую и спрашиваю мнение детей. Удовлетворение получаю, когда вижу детские глаза, задумавшиеся, чуткие, сопереживающие благотворному авторскому слову. «Никогда никакими силами вы  не заставите читателя познать  мир через скуку. Читать должно быть интересно»,- так великий гуманист  А. Н. Толстой сформулировал основное правило развития читательского интереса.                            

Классическая литература впитала в себя наиболее важные особенности русской души – патриотизм, гуманизм, духовность, ответственность за свою судьбу и судьбу Родины.  На уроках приглашение учащихся к разговору о духовности происходит через тексты Н.С. Лескова «Очарованный странник», «Несмертельный Голован», «Дурачок», Л.Н. Толстого «Три смерти», «Исповедь», И.А. Бунина «Чистый понедельник», К.Г. Паустовского «Телеграмма», А.И. Солженицына «Матренин двор» и других.                       Произведения Н.С. Лескова раскрывают красоту души русского человека, его самобытность и миросознание, соединяющее воедино ум, веру, любовь, целомудрие и стремление к истине, к духовности.         

Говорят, вся детская литература заключена в одном слове. Сюжет развивается, что-то происходит и вдруг! Вот этим вдруг! мы и пользуемся как трамплином. Текст обрывается на самом интересном месте, и – допиши, придумай, что там будет дальше или сочини нечто жанрово аналогичное. Если ничего не хочешь придумывать, прочитай этот рассказ. Приучаю учащихся вчитываться, “вглядываться” в художественное слово, чтобы оно раскрыло свои тайны. Накануне дуэли с Грушницким Печорин записал в своём дневнике: «Быть может, завтра я умру. И не останется на земле ни одного существа, которое приняло бы меня совершенно. Одни скажут: он был добрый малый, другие – мерзавец. Те и другие будут не правы».

Так кто же он: «добрый малый» или?.. этим и кончился урок. Пусть теперь сами ребята, как читатели, решат: «кто» Печорин? Быть может, не то и не это, а может – и то и другое. В общем, желание одно – поскорее открыть роман, чтобы не учителю только, прежде всего себе самому и своим одноклассникам «ответить», а ещё – Печорину, который сам себя толком, конечно же не понимает.

 

Еще одним элементом, развивающим читательский вкус, является творческое воображение. С. Я. Маршак писал: "Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них и рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы. Художник-автор берет на себя только часть работы. Остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель”. Учителям-словесникам советую регулярно проводить  работу с поэтическим текстом, чтобы дети были «талантливыми читателями». Такие учёные, как Ф.И. Буслаев, Н.Ф. Бунаков, А.Х. Востоков, В.Я. Стоюнин, В.И. Водовозов, В.П. Острогорский, К.Д. Ушинский видели необходимость обращения к поэтическому тексту не только на уроках литературы, но и русского языка. Именно поэзия оказывает духовно-эстетическое воздействие на учащихся, повышает эмоциональность урока, эффективно реализует функциональный подход  при изучении языковых явлений и, конечно же, вызывает интерес учащихся к чтению художественной литературы.  Работа с поэтическим текстом на уроке русского языка показывает изобразительные возможности  слова в новом, авторском, значении, преобразует привычное его восприятие. Думаю, что поэтический и прозаический текст – это интегративная единица, восприятие которой находится на стыке многих отраслей знания: лингвистики, языкознания, психологии, культурологии, философии, литературоведения, истории и других наук. Изучая текст, дети обогащают свой культурный багаж, формируют собственные представления о разных сторонах жизни, совершенствуют нравственное чувство. Речевая среда, создаваемая при обучении русскому языку в процессе работы с текстом, способна реализовать нравственный потенциал ребенка, если текст обладает определенными качествами. Говоря о качествах текста, следует иметь в виду не только его содержание, но и то, как оно выражено: способен ли текст оказать эстетическое воздействие на читающего, вызвать у него эмоциональный отклик, воспитать хороший вкус.            

В тексте, который отвечает этим условиям, важным и значимым становится все: и отбор слов, и порядок расположения этих слов, и интонация, и то, как осуществляется движение мысли, как автор выражает свои чувства, как обычные слова вдруг приобретают новые значения, начинают даже звучать по-новому.  Перечитывая текст, анализируя его, ученик начинает приближаться к разгадке авторского замысла, непосредственное читательское восприятие постепенно углубляется: работа с текстом становится событием, пробуждающим интерес к слову, развивающим чувство языка. Некоторых учеников знакомство на уроке с текстом заставляет иначе воспринимать самих себя, окружающую жизнь, природу, слово, книгу, культуру, духовные ценности народа. Мне близка концепция методиста  В. А. Никольского, который считает: «Раз художественная литература воздействует и на воображение и чувство читателя, и на его понятия, то и среди методов и приемов преподавания различаем методы и приемы эмоционально-образного постижения произведений художественного слова и методы и приемы истолкования этих произведений». Хочется  отметить среди предлагаемых им  методов и приемов, которые я эффективно использую на своих уроках,  следующие: выразительное чтение учителя, заучивание наизусть,  пересказывание и художественное рассказывание, досказывание произведения, художественное иллюстрирование.   

Но одних только уроков литературы и русского языка недостаточно для формирования потребности учащихся к духовному совершенствованию. В качестве разнообразия  работы можно предложить проведение читательских конференций по книгам. Дети с удовольствием выступают на читательских  конференциях, где имеют возможность продемонстрировать результаты своих научных изысканий, учатся логически рассуждать и спорить. Читательские конференции разнообразят занятия, способствуют развитию самостоятельности, кругозора, выявляют читательский вкус. При подготовке к конференции я провожу анкетирование, которое поможет выяснить, какую книгу ребенок хотел бы предложить для чтения и обсуждения в классе; какую роль он отводит себе в подготовке конференции. Иногда приходится предлагать самой ту или иную книгу для чтения. Формы проведения читательских конференций разные: турнир литературных героев, театр миниатюр, литературный ринг, литературная гостиная писателя, литературная встреча. Например, в 8 классе есть тема урока-конференции «Образ Пугачёва в исторической песне, народных преданиях, в произведениях разных авторов». Ребятам вместе пришлось решать такие вопросы: Каким предстаёт Пугачёв в фольклорных и авторских произведениях? Как борется он со злом? В чем мера добра? Каковы причины пугачёвщины?

Во время проведения предметной недели для развития интереса к чтению можно провести конкурсы на:

-знатока русской поэзии,

-книжного полиглота,

-самого внимательного читателя,

-знатока программных произведений,

-самого лучшего подражателя автору

-знатока исторической литературы,

-знатока литературных жанров и т. д.

 

Школьная библиотека – важный этап в формировании интереса к чтению. К сожалению, в этом учебном году мы лишились ставки библиотекаря. Хотя в прошлом году, когда библиотека активно работала, проводилось множество викторин по литературным произведениям, литературных праздников, связь учителя-словесника с библиотекой была очень тесной.

  Хотелось бы отметить особую роль родителей в развитии детского интереса к чтению. Основная мысль, которую я пытаюсь донести родителям: возродить традиции семейного чтения, чтобы общение с книгой в семье основывалось на духовном единении и сотворчестве. Обязательно провожу  на родительских собраниях тестирование родителей с целью выявления их читательского интереса, узнать о наличии  в их домашней библиотеки литературы о нравственности, духовности. Для этого провожу тематические родительские собрания. Например, собрание по теме «Экология души», на котором родители узнают, что «духовность – это тончайшая энергия, связывающая человека с Высшим миром».  Знакомлю с содержанием курса внеклассного чтения, с книгами, раскрывающими психологические, личностные особенности развития детей подросткового возраста. Например, для семейного чтения рекомендую прочитать родителям повести Ю. Вяземского «Шут», П. Дашковой «Питомник», В. Железникова  «Чучело», В. Крапивина «Бронзовый мальчик», А. Лиханова  «Благие намерения», И. Орлова «Долгое возвращение», А. Подлевских «Улыбка», В. Распутина «Нежданно-негаданно» и обсудить эти произведения вместе с детьми. В возрасте 13-14 лет многие дети не находят взаимопонимания со своими родителями в связи со сложностями личностного самоопределения ребенка в общении. Семейное чтение поможет найти общую тему для разговора, оценить поступки ребёнка и взрослого, посмотреть на свои проблемы во взаимоотношениях иначе.  Поэтому обсуждение прочитанной совместно книги только сблизит детей и родителей, поможет сделать их отношения  доверительными. Я как классный руководитель и как учитель помогаю направить их интересы, даю рекомендации для чтения: это и перечень произведений, и вопросы для обсуждения после прочтения книг. Без личного примера учителя, я считаю, невозможно вызвать  интерес к чтению, поэтому я наблюдаю за проявлением их читательского интереса, вместе выбираем книги, пытаемся найти ответы на интересующие нас вопросы: как завоевать доверие сверстников, нужно ли верить и во что, причины возникновения конфликтов и другие, затрагивающие формирование нравственных качеств зарождающейся личности.                                       Научить ребенка мыслить, рассуждать, разбудить в нем чувства и желание творить – это, нам мой взгляд, самое заветное желание любого учителя. Профессия учителя русского языка и литературы – особенная, именно она в большей степени, чем другие педагогические специальности, воздействует на душу ребенка, формирует потребность «счастливого прикосновения к слову» через работу с текстом художественного произведения, раскрывающего богатые возможности для духовного самосовершенствования.

 

Поделиться в социальных сетях